В Великом Новгороде и на острове Липно в Новгородском районе Новгородской области проходила Летняя школа по архитектурной археологии, организованная на базе архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ при поддержке фонда «История Отечества». В раскопках памятников средневековой новгородской архитектуры участвовали 34 волонтера из разных городов России и США, основная часть группы состояла из студентов и выпускников кафедр истории русского искусства и истории западноевропейского искусства института истории СПбГУ.

Церковь Николы на Липне 1292 г. — уникальный памятник древнерусской архитектуры, первый храм на Северо-Западе Руси, построенный после монголо-татарского нашествия. Частично разрушенный в годы Великой Отечественной войны, памятник был отреставрирован в 1950-е гг. по проекту Л. М. Шуляк. В ходе работ экспедиции в 2019 г. снята подсыпка под устроенный в ходе послевоенной реставрации наливной пол на всей площади храма (до уровня рабочего пола времени строительства церкви.»

«К сожалению, первоначальный пол храма утрачен, однако в ходе практики нам  удалось найти несколько переотложенных фрагментов каменных плит пола 1292 г., – рассказывает руководитель экспедиции доцент СПбГУ Илья Антипов. – После окончания археологических работ реставраторами был сделан новый каменный пол. Наиболее интересная находка — два детских погребения в северо-восточной части храма, при том, что более погребений внутри церкви не выявлено. Вероятная датировка захоронений — XVI–XVII вв.»

Второй объект экспедиции — церковь Ильи Пророка на Славне XII–XV вв. В результате работ на этом памятнике был определен уровень дневной поверхности на начало XIII в. и на XV в. Это необходимо для осуществления проекта реставрации храма. По словам Ильи Владимировича, в первые десятилетия XIII в. к первоначальному храму был пристроен южный придел. В ходе сезона 2019 г. удалось установить, что к приделу примыкал просторный западный притвор, вероятнее всего, семейная усыпальница заказчика церкви.

Помимо полевой работы, руководители и постоянные сотрудники экспедиции проводили занятия с волонтерами — учили основам ведения архитектурно-археологических работ, полевой графической фиксации, обработке находок. Студенты, школьники, выпускники не только участвовали в процессе раскопок, переборки культурного слоя, но и трудились в качестве лаборантов (чертежников, руководителей участков, сотрудников камеральной лаборатории). Работа в экспедиции дала участникам проекта уникальную возможность глубокого погружения в историю архитектурного наследия Великого Новгорода.