В Санкт-Петербургском университете состоялось первое заседание Совета образовательных программ бакалавриата и магистратуры «История».

Возглавил Совет программы «История» Александр Огарович Чубарьян – известный историк, академик РАН, профессор, Президент Государственного академического университета гуманитарных наук и научный руководитель Института всеобщей истории РАН. К участию в Совете пригласили специалистов, работающих в самых разных областях: от вузов до академических учреждений и архивов. Особо следует отметить, что среди членов Совета — три члена-корреспондента РАН.

История — наука всем известная. Но это не очень облегчает задачу подготовки высококвалифицированных грамотных специалистов, уровень знаний и умений которых должен соответствовать современным образовательным стандартам. Обсуждению этих проблем и была посвящена дискуссия на заседании совета.

«Понятно, что наука движется вперед, образовательные технологии двигаются вперед. И в этом смысле преподавательский состав нашего института – это один из самых мобильных сегментов современного гуманитарного сообщества. Процесс профессионального роста, процесс специализации наших преподавателей естественным образом влияет на учебный процесс. Новейшие образовательные технологии неоднократно обсуждались на заседаниях научной комиссии Института истории» — отметил заместитель председателя Совета основных образовательных программ «История», профессор Сергей Федоров.

В ходе первой встречи были определены приоритетные направления работы, Также обсуждены возможности и тенденции развития программ магистратуры, открытие практико-ориентированных курсов в рамках существующих программ, проблемы преемственности в обучении на разных ступенях и др.

«Академически-ориентированные курсы и программы тоже должны быть. Именно таким образом наш университет может заявить о себе на международной научной арене, чтобы наши выпускники смогли продолжать свое образование в ведущих научных центрах не только нашей страны, но и мира. Нужно развивать помимо этих практико-ориентированных программ классические направления исторической науки, которыми петербургская школа всегда была славна» — считает член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор СПбГУ Алексей Сиренов.

Анализируя состояние преподавания истории в ведущих университетах мира, учитывая, что их возможности несравнимы с российскими вузами, стоит констатировать, что зарубежные коллеги сталкиваются с теми же самыми проблемами: отсутствие преемственности в образовательном процессе и сокращение численности поступающих на следующую ступень образовательной программы. Это проблема не только СПбГУ, не только России, но и проблема образовательной отрасли вообще по всему миру.

В ходе обсуждения основных направлений трудоустройства выпускников программ участники пришли к выводу, что основная масса выпускников бакалавриата и магистратуры идет работать в школу – среднюю, средне-профессиональную и высшую. Наиболее талантливые, склонные к научным изысканиям, идут либо в аспирантуру, либо трудоустраиваются в академические учреждения и различные учреждения культуры. И небольшой процент работает не по специальности.

В завершение встречи участники приняли проект постановления, в котором отразили соответствие существующих образовательных программ принятым профессиональным стандартам, обозначенным в программах; отметили титаническую работу учебно-методической комиссии Института истории по оптимизации рабочих планов учебных дисциплин; признали целесообразным дальнейшее совершенствование образовательного процесса с учетом современного рынка образовательных услуг и новейших образовательных технологий. И договорились о дальнейшем графике работы .