Мавродинские чтения 2014.

12-13 ноября 2014 года в Санкт-Петербургском государственном университете состоится конференция "Мавродинские чтения-2014". Мероприятие приурочено к 80-летию со дня основания в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете Исторического факультета.

Конференция посвящена 290-летию СПбГУ и 80-летию основания исторического факультета ЛГУ. Ее название напрямую связано с именем заслуженного деятеля науки РСФСР и одного из крупнейших исследователей отечественной истории Владимира Васильевича Мавродина (1908-1986). В.В. Мавродин долгое время возглавлял научный коллектив Исторического факультета Ленинградского государственного университета.

"Мавродинские чтения" проводятся не в первый раз, они стали своеобразным смотром достижений историков петербургской школы. Ранее проводились на Историческом факультете уже трижды: в 2002, 2004, 2008 гг.

Но в этот раз повод особенный. К юбилею организаторы решили представить перед гостями научные и учебные проекты по Истории. На конференции предполагается обсудить круг вопросов, касающихся межвузовского и международного сотрудничества, достижения и новации научно-исследовательской деятельности  в Институте Истории СПбГУ (приемник Исторического факультета), современные методики преподавания истории.

В научном мероприятии планируют принять участие иностранные специалисты из Германии, США, Италии, Венгрии. Поддержка СПбГУ позволила привлечь на конференцию представителей разных стран и разных городов России, планируется, что они примут активное участие в дискуссиях и обсуждениях, поделятся с петербургскими коллегами опытом.


Предварительная программа
Программа международной научной конференции

 

«Мавродинские чтения–2014. Проблемы отечественной и всеобщей истории: традиции и инновации»

12–13 ноября 2014 года


12 ноября 2014 года

10.00 – регистрация участников
11.00 – открытие конференции
11.00–12.30 Пленарное заседание
(Санкт-Петербург, Менделеевская линия, дом 5)

 

 

Приветствие:

1.Приветственное слово представителя ректората Санкт-Петербургского государственного университета.
2. А. Х. Даудов (д-р ист. наук, проф.). Приветственное слово директора Института истории СПбГУ.
3. М. Ниендорф (проф., университет Грейфсвальда). Приветственное слово.
4. К. Кён (проф., Университет Бундесвера, Гамбург). Приветственное слово.
5. К. Трампедах (проф., Университет Гейдельберга). Приветственное слово.

Пленарное заседание

6. А. Ю. Дворниченко (д-р ист. наук, проф.). Историческая наука в Санкт-Петербургском университете.
7. Э. Д. Фролов (д-р ист. наук, проф.). Традиции классицизма в Петербургской исторической школе.


12.30–14.00 – перерыв
14.00–15.30 – Пленарное заседание

Торжественные выступления гостей конференции, приуроченные к 80-летию со дня основания Исторического факультета ЛГУ–СПбГУ

15.30–16.00 – перерыв
16.00–17.30 – Пленарное заседание

Торжественные выступления гостей конференции, приуроченные к 80-летию со дня основания Исторического факультета ЛГУ–СПбГУ

13 ноября 2014 года
(Санкт-Петербург, Менделеевская линия, дом 5)

11.00–14.00 – Заседание
 

Первая секция

Межвузовское и международное сотрудничество Института истории сегодня

1. В. В. Канищев (д-р ист. наук, проф.), С. Г. Кащенко (д-р ист. наук, проф.), Ю. А. Мизис (д-р ист. наук, проф.). СПбГУ и ТГУ. Двадцатилетний опыт совместной реализации международных и российских научных проектов по изучению отечественной истории.
2. Е. В. Ходаковский (канд. иск., доц.). Россия и Норвегия: опыт практического взаимодействия в изучении и преподавании истории искусства.
3. С. В. Мальцева, Е. Ю. Станюкович-Денисова. Искусствоведение СПбГУ. Активизация межвузовского и международного сотрудничества: инициативы и результаты.
4. Х. Туманс (проф., Латвийский университет, Рига). О перспективах сотрудничества историков по подготовке антиковедов.
5. Р. Жерелик (проф., Университет Вроцлава). О перспективах межвузовского студенческого обмена СПбГУ–Университет Вроцлава.
6. Н. Кацер (проф., Германский Исторический институт в Москве). Новые программы Германского Исторического Института в Москве.
7. Б. Шнайдмюллер (проф., Университет Гейдельберга). Опыт международных проектов по истории.
8. Т. Плат (д-р, Университет Грейфсвальда). Два университета: научные проекты и планы.
9. Д. Дого (д-р, Университет Сиены). Что нового можно сказать про Италию?
 


Вторая секция

Научно-исследовательская деятельность  в Институте Истории СПбГУ: достижения и новации

1. М. В. Ходяков (д-р ист. наук, проф.). Развитие междисциплинарных гуманитарных исследований как фактор модернизации исторической науки.
2. Г. Дойтчландер (д-р, Университет Г. Шмидта, Гамбург). Реконструкция как метод исторического познания (на примере Рыцарских турниров в средневековой Германии).
3. Ю. В. Кривошеев (д-р ист. наук, проф.), А. А. Мещенина (канд. ист. наук), Р. А. Соколов (канд. ист. наук). «Александр Невский» на истфаке ЛГУ–СПбГУ (XIX – начало XXI века): исследования и исследователи.
4. А. Г. Шкваров (д-р филос., Университет Хельсинки). Лед. Гранит. Подковы
5. Г. М. Прохоров (д-р фил. наук, проф.), Д. О. Цыпкин (канд. ист. наук, доц.), М. А. Шибаев (канд. ист. наук, доц.). Инновационные направления в изучении рукописей: пятнадцать лет исследований.
6. Д. Е. Алимов (канд. ист. наук). Этносоциальное и этнополитическое развитие славянского мира как предмет научной и учебно-педагогической работы (коллектива) кафедры истории славянских и балканских стран. Старые проблемы – новые подходы.
7. В. Н. Барышников (д-р ист. наук, проф.). Кафедра истории Нового и новейшего времени на рубеже XX–XXI вв.
8. М. Блэквелл (проф., Университет Северной Джорджии, США). Междисциплинарные подходы к изучению советского общества.
9.  Е. А. Ростовцев (канд. ист. наук, доц.). Проекты центра истории СПбГУ в виртуальном пространстве.
10. И. И. Верняев (канд. ист. наук, доц.), А. Г. Новожилов (канд. ист. наук, доц.). Результаты создания объединенного электронного архива полевых этнографических материалов.
11. Е. В. Ильин (канд. ист. наук, доц.). Поисковый отряд «Ингрия».

 

Третья секция

Современные методики преподавания истории в СПбГУ

1. О. Б. Вахромеева (д-р ист. наук, доц.). Особенности национальных образовательных систем стран СНГ: опыт становления и развития.
2. И. А. Гарбуз. Полевые практики в учебном процессе Института истории.
3. Е. А. Беседина (канд. ист. наук, доц.), Т. В. Буркова (канд. ист. наук, доц.), Р. А. Наливайко (канд. ист. наук, доц.). Олимпиада по истории в СПбГУ: проблема преемственности между школьным и вузовским образованием.
4. А. В. Сиренов (д-р ист. наук, доц.), А. И. Филюшкин (д-р ист. наук, проф.), Е. Д. Твердюкова (д-р ист. наук, доц.). Новый учебник по источниковедению.
5. Е. И. Лелина (канд. ист. наук, доц.). О преподавании истории регионов России на кафедре исторического регионоведения СПбГУ: традиционные и инновационные формы
6. Н. В. Штыков (канд. ист. наук, доц.). Роль архивов в подготовке профессионального историка
7. О. Ю. Климов (д-р ист. наук, проф.). Подготовка антиковедов в СПбГУ: традиции и новации
8. О. Ю. Пленков (д-р ист. наук, проф.). Истоки современности (динамика и логика развития Запада в Новейшее время): постановка проблем
9. Ю. В. Тот (д-р ист. наук, проф.), Е. В. Ильин (канд. ист. наук, доц.), Д. А. Вавилова (канд. ист. наук, доц.), Р. Н. Росенко (канд. ист. наук, доц.), Е. А. Беседина (канд. ист. наук, доц.), Н. Л. Кузнецов (канд. ист. наук, доц.), О. Н. Кузнецова (канд. ист. наук, доц.), Н. А. Портнягина (канд. ист. наук, доц.). Преподаватели-историки в университетском пространстве: опыт работы кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах.