Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII в. - начало XX в.)

Дата публикации:

Руководитель проекта — С.Ф. Фоминых

Цели и задачи

В фокусе исследования - проблема социальной истории российских университетов, которые представляют собой интереснейший культурный, социальный, политический феномен.

В центре настоящего исследовательского проекта - проблема комплексной реконструкции корпоративной истории российских университетов в контексте социальных процессов российского общества и истории высшей школы и образования XVIII - начала XX в. Ее решение позволит предложить ответы на ряд ключевых вопросов социальной истории и истории науки и образования. Кем были (в сословном, социальном, национальном, демографическом отношении) люди, связывавшие в XVIII, XIX, начале XX в. свою профессиональную деятельность с университетом? Как складывалась их карьера? Как зависел социальный облик ученого от принадлежности к конкретной отрасли знания? Каковы основные тренды в эволюции российского «ученого сословия» в новое время? Какова была роль университетских корпораций в городском сообществе? Какова роль университетских корпораций в формировании гражданского общества?

Ответы на эти вопросы позволят не только лучше представить интеллектуальную часть российского общества в имперский период, но и раскрыть роль российских университетов в социальной истории дореволюционной России.

Проект во главе с профессором С.Ф. Фоминых объединяет исследователей российской высшей школы из ТГУ, МГУ и СПбГУ.

Ожидаемые результаты

Главным результатом проекта должно стать создание новаторской версии социальной истории российских университетов, рассматриваемой через призму большой коллективной биографии профессорско-преподавательского корпуса.

В ходе реализации проекта будут созданы/написаны:

  • коллективная монография «Социальная история и коллективная биография преподавателей российских университетов (вторая половина XVIII - начало ХХ в.)» (не менее 40 п.л.).
  • электронный ресурс «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве»  (включающий не менее 2000 документов/текстов по тематике проекта);
  • электронный ресурс «Профессора и преподаватели российских университетов (вторая половина XVIII - начало ХХ в.)» (включающий не менее 2000 биографий профессорско-преподавательского корпуса);
  • серия статей (не менее 8 статей в Scopus/WoS, 24 статей в РИНЦ);
  • доклады участников исследовательского коллектива с представлением результатов проекта на международных и всероссийских научных конференциях;

Научная и общественная значимость ожидаемых результатов:

  • степень соответствия запланированных результатов мировому уровню исследований. Запланированные результаты вполне соответствуют мировому уровню исследований, поскольку заявляемый проект, с одной стороны, опирается на современную методологию, а с другой, предполагает беспрецедентный (в содержательном, географическом, хронологическом отношении) охват фактического материала по дореволюционной истории университетов Российской империи.
  • возможность практического использования запланированных результатов проекта в социальной сфере. Запланированные результаты проекта могут быть использованы в социальной сфере - с точки зрения ретроспективного анализа преподавательского сообщества российских университетов для составления общей картины трансформации вузовского преподавательского корпуса России, а также - в учебных курсах по истории России, истории образования, истории науки.
Поддержка проекта

Проект осуществляется при поддержке РНФ (шифр проекта 18-18-00121)


 

 «История Российской высшей школы в виртуальном пространстве»