• Главная

Методология истории, магистратура, 3 семестр

Дата публикации:
1. Понятие и структура  «Методологии истории»
2. Историческая наука в контексте социального и политического заказа
3. Основные этапы развития исторического метода: характеристика античного и средневекового периодов.
4. Основные этапы развития исторического метода: эпохи Возрождения и Просвещения.
5. Интеллектуальный контекст и формирование исторической науки в XIX в. «историзм», «позитивизм», немецкая идеалистическая философия, неокантианство, марксизм. 
6. «Ранкеанская революция»: Творчество Ф.А. Вольфа, Б.Г. Нибура, Т. Моммзена. 
7. Ранкеанская революция»: Л. фон Ранке, И.Г. Дройзена.
8. Методическая школа. Ш.Ланглуа и Ш.Сеньобос. Э.Мейер. Э.Бернгейм.
9. Историческая наука XIX-ХХ вв. и социальный контекст: проблема академического и социального заказа. История и политика (Т.Маколей, Л.Тьер, А.Токвиль, Ф.Гизо, Б.Кроче, П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.Н.Покровский и др.).
10. Историческая наука XIX социальный контекст: проблема академического и социального заказа. История и политика (Т.Маколей, Л.Тьер, А.Токвиль, Ф.Гизо, Б.Кроче, П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.Н.Покровский и др.).
11. Проблема «научной школы» в исторической науке. Научные школы в российской исторической науке XIX – ХХ вв.  
12. Факторы формирования и основные этапы развития «петербургской исторической школы». 
13. Факторы формирования и основные этапы развития «московской исторической школы». 
14. Методологические поиски «московской школы»: историко-теоретические взгляды В.О. Ключевского и П.Н.Милюкова.
15. Эмпирическое направление «петербургской исторической школы» (С.Ф.Платонов и его ученики). Методологические взгляды А.Е. Преснякова. 
16. Теоретическое направление «петербургской исторической школы»: А.С. Лаппо-Данилевский и его ученики.
17. А.С. Лаппо-Данилевский – классик методологии истории нового времени.
18. «Номотетический» подход в российской исторической науке рубежа XIX – ХХ вв.
19. « «Идиографический» подход в российской исторической науке рубежа XIX – ХХ вв.
20. Подходы к методологии и тории истории в России конца XIX-начала ХХ в. (Н.И.Кареев, М.М.Хвостов, Р.Ю. Виппер, Н.М. Бубнов, Л.П.Карсавин и др.)
21. Историческая наука в контексте развития гуманитарного и социального знания первой половины ХХ в. Вызовы со стороны социологии, лингвистики, психологии философии: З.Фрейд, М.Вебер, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, А.Тойнби, Й.Хёйзинга, Б.Кроче.
22. Развитие исторической науки в странах Запада в 1920-е – 30-е гг. и социальный контекст
23. Причины появления «новой исторической науки». I поколение школы Анналов: Л. Февр, М. Блок, 
24. II поколение школы Анналов: Ф. Бродель. 
25. Робин Джорж Коллингвуд ─ школа «Анналов»: два взгляда на «ремесло историка».
26. III и IV поколения школы Анналов. Микроистория и историческая антропология.
27. Традиционная структура исторической науки и «новые направления» (поля) исследования во второй половине ХХ в. (причины их появления, эволюция, место в в исторической науке). 
28. Новые направления исторических исследований: краткая характеристика  (Устная история. Психоистория. Экологическая история. Гендерная история. «Места памяти»).
29. Методологическая ситуация в российской исторической науки в 1920- е гг. : противостояние «старой» и «новой» исторических школ.
30. Методологические взгляды М.Н.Покровского и его школы. 
31. Попытки создания «марксистской методологии истории» на рубеже 20-х – 30-х гг. ХХ в. Труды А.Шестакова, Г.Сааара, С.Быковского. Методологические «дискуссии» конца 1920-х – начала 30х гг. (С. Валк, А. Андреев, С. Пионтковский, А.Айзенберг, А.Тюменев, М.Цвибак и др.) и «Академическое дело».
32. Разгром школы М.Н.Покровского и его причины. Методологическая ситуация 1930-х –начала 50х гг. (Б.Д. Греков, С.Н.Чернов, М.Н.Тихомиров, С.Н.Валк, А.И.Андреев, Б.А.Романов, Л.В.Черепнин).
33. «Эпоха санкционированной свободы» (1960-е –80-е гг.) методологические традиция 1960-х – 70х гг. (С.О.Шмидт, Я. С.Лурье, Б.Г.Литвак, М.А.Варшавчик, Л.В.Черепнин, С.М.Каштанов, М.Я.Гефтер, Б.Г.Могильницкий, Л.Н.Хмылев, А.И.Ракитов, А.П.Пронштейн, И.Д. Ковальченко и др.). 
34. Влияние филологической науки на методологическую традицию 1960-х – 80х гг. Творчество М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана.
35. Влияние западной историографической традиции на методологию истории в России в 60-80-е гг. (А.Я.Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, М.А. Барг и др.)
36. Постмодернистская парадигма и историческая наука.
37. Синергетическая парадигма и историческая наука.
38. Цивилизационный подход к истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, А. Ханингтон) и его влияние на историческую науку ХХ веке.
39. Поля исследования в «новой исторической науке» последней трети ХХ –начала ХХI вв. От истории ментальности к исторической антропологии, истории повседневности и  микроистории.
40. Современный этап развития исторической науки в России: основные методологические дискуссии 1990-х -2000-х гг.
 

Метки: кафедра истории России с древнейших времен до XX в.