Итоги встречи от 16 апреля 2014

Дата публикации:

Встреча декана Исторического факультета со Студенческим советом

16 апреля 2014 года
     16 апреля 2014 года состоялась встреча декана с новым составом Студенческого совета Исторического факультета (выборы состоялись 8 апреля 2014 года) по вопросам целесообразности включения в учебно-методическую и научную комиссии СПбГУ студентов и представителей работодателей, сотрудничества с базовыми для соответствующих направлений подготовки организациями, целесообразности организации практик в соответствующих организациях, организации научных исследований по запросам соответствующих организаций (по поручению Ректора СПбГУ  от 3.04.2014 РК№ №09/1-06-10).

ПРИСУТСТВОВАЛИ:  
  

  • декан Исторического факультета, профессор – А.Х. Даудов;
  • председатель Научной комиссии, к.и.н, доцент кафедры этнографии и антропологи – И.И. Верняев,
  • председатель Учебно-методической комиссии, к.и.н. доцент кафедры Новейшей истории России – А.Я. Колесников;
  • заместитель начальника учебного отдела по направлению история, к.и.н., доцент кафедры Мезеология – Е.Н. Метелкин;
  • председатель Студенческого совета Исторического факультета – Василий Кунин, президиум Студенческого совета Исторического факультета:
  • Заместитель председателя: Никита Емельянов,
  • Председатель Социально-бытового комитета: Горенков Денис,
  • Председатель Научного комитета: Максименко Ярослава
  • Председатель Спортивного комитета: Шивков Роман
  • Председатель Информационного комитета: Кутепова Марина,
  • представители Студенческого совета Института философии:
  • Заместитель председателя Студенческого совета: Батурин Михаил,
  • Председатель Информационного комитета: Сербина Александра,
  • Студент 1 курса Исторического факультета – Владимир Беклемишев. 

        

     Во вступительном слове декан Исторического факультета А.Х. Даудов поздравил с избранием членов нового состава Студенческого совета, пожелал им плодотворной работы.
     А.Х. Даудов кратко проинформировал присутствующих на заседании о процессе реформирования, который сейчас идет в Университете. В частности, он упомянул о стремлении СПбГУ войти в сотню лучших университетов мира. Эта задача совпала с вступлением на должность Ректора СПбГУ Н.М. Кропачева. Он отметил, что на тот период, когда Ректор преступал к своим обязанностям, по рейтингу вузов мы находились примерно на 1300 месте, а сейчас уже где-то на 300-ста с небольшим. Совсем недавно New York Times опубликовала новый рейтинг вузов мира, где наш университет занял 168−ю строчку. Если подсчитать, то за 1-2 дня СПбГУ опережает очередной вуз. Однако чем ближе мы приближаемся к успеху, тем сильнее сопротивление. Нам приходится делать то, что раньше не требовалось (публикации в ведущих журналах, задействованность студентов в грантах и т.д.). Такие успехи стали возможными благодаря огромным усилиям и профессиональной деятельности Ректора, всего руководства СПбГУ и профессорско-преподавательского состава.     Следующее, на что обратил внимание А.Х. Даудов, это стремление Ректора к территориальному объединению Университета. Земельный участок и комплекс зданий Академии тыла и транспорта теперь переданы  СПбГУ, куда планируется переместить  естественно-научные факультеты, расположенные в Петергофе.
       На сегодняшний день за СПбГУ закреплено около 350 зданий, по которым разбросаны наши научные силы, факультеты. А.Х. Даудов заметил, что эта разъединенность дает очень негативные результаты. В современных условиях научный прорыв делается междисциплинарным методом. А когда факультеты «разбросаны» это сделать крайне трудно. Поэтому заслуга нынешнего руководства СПбГУ - всеми возможными способами собрать воедино Университет. На Васильевском острове планируется формирование Университетского городка, а наши помещения в Петергофе будут преданы городу под социальное жилье. В заключение А.Х. Даудов подчеркнул, что это перспективное направление в области развития СПбГУ.
      Кратко  А.Х. Даудов  остановился на проблеме научно-технического потенциала СПбГУ. Еще недавно наши естественники работали на оборудовании времен Российской империи. На данный момент закуплено на четыре с лишним миллиарда рублей новейшего оборудования. Ныне зарубежные исследователи приезжают к нам, чтобы получить результаты на нашем оборудовании, отвечающем самым современным требованиям.
      Все эти положительные перемены, отметил А.Х. Даудов, связанны с непосредственным руководством нашего Ректора.
      В продолжение разговора А.Х. Даудов подчеркнул, что на встрече по его приглашению присутствуют и студенты Института философии (заместитель председателя Студенческого совета Батурин Михаил), обратил внимание на то, что когда-то Философский факультет был частью нашего факультета, а философы – наши коллеги, близкие нам по духу и методам исследования.  Объединяет нас и то, что мы находимся в едином здании. А.Х. Даудов напомнил, что в преддверии майских праздников на нашем факультете планируется поездка к месту захоронения героя нашей страны, студента СПбГУ – В.В. Васильковского (учился на Историческим факультете). Призвал студентов Исторического факультета и Института философии принять участие в мероприятии, а также отметил, что могут быть задействованы студенты  других факультетов. Он также предложил искать формы сотрудничества студентов Исторического факультета и Института философии  в других направлениях, в частности, на ближайшее время – совместная встреча с ветеранами Великой отечественной войны, организация уборки двора нашего здания, футбольный матч и другие спортивные мероприятия, совместные студенческие научные конференции и др.
   Далее слово взял А.Я. Колесников. Он обратился к Студенческому совету с вопросом целесообразности включения в учебно-методическую и научную комиссии СПбГУ студентов и работодателей.
    С предложением выступила Ярослава Максименко. Она пояснила, что поскольку в рамках программы бакалавриата есть практики (музейная, педагогическая, архивная) и с некоторыми музеями и архивами уже заключены договора, то, возможно, стоит укреплять отношения с работодателями по этой части.
    Владимир Беклемишев   задал вопрос, могут ли преподаватели, зав.кафедрами, которые работают в исследовательских центрах Академии наук и других исследовательских центрах, выступать в качестве работодателей?
   А.Я. Колесников ответил на вопрос, что преподавателей привлекать можно, но поскольку некоторые работают на полставки, то того «гипотетического» работодателя найти достаточно сложно.  
    В дискуссию вступил Василий Кунин. Он задал вопрос: А зачем это нужно?
   На вопрос ответил А.Х. Даудов, ссылаясь на журнал, где была опубликована статья с интервью Ректора. «Идея в том, чтобы сократить существующий разрыв между университетским образованием и применением знаний на практике. Работодателю все равно где получено образование, и какая была тема диплома у его нового сотрудника. Главное – это качество образования. Важно, что он умеет делать, способен ли расти и развиваться. Поэтому мы постоянно задаем вопросы потенциальным  работодателям, какими навыками, компетенциями должен обладать человек, получивший образование по профильной программе. Поэтому рад,  что на должности деканов приходят такие масштабные личности как директор Эрмитажа М. Пиатровский или директор Курчатовского института М.Ковальчук. Кто как не они знают, какие специалисты нужны сейчас и потребуются им дальнейшем». А.Х. Даудов отметил, что Ректор и весь коллектив факультета стремится найти оптимальные возможности соединения учебы, практик и будущей работы студентов. 
    Владимир Беклемишев обратил внимание присутствующих на то, что в Федеральном государственном образовательном стандарте имеется перечень тех направлений, где могут работать выпускники. Соответственно у нас уже имеется список предполагаемых работодателей, и выбирать следует оттуда.
    А.Х. Даудов ответил, что помимо представленного списка можно вносить и свои предложения.
   Василий Кунин предложил обсудить поставленные вопросы на Студенческом совете Исторического факультета 28 апреля 2014 года, поскольку на встрече присутствует только президиум, а подобные вопросы требуют всеобщего обсуждения.
     А.Х. Даудов поддержал инициативу студентов и отметил, что ему понравилось предложение Ярославы Максименко.
   И.И. Верняев, возвращаясь к проблеме включения работодателей в состав комиссий,  заметил, что не целесообразно включать в состав комиссий одного или двух работодателей. Работодателей много, а включить их всех в состав комиссий не представляется возможным. Он предложил каждой комиссии со Студенческим советом сформировать неформальный «корпус экспертов» из внешних организаций и при возникновении вопросов, требующих их участия, обращаться, привлекать их. Иметь постоянного одного работодателя в составе комиссий не реалистично.
     Владимир Беклемишев задал вопрос: Каковы полномочия у члена учебно-методической и научной комиссий?
     А.Х. Даудов ответил, что член Учебно-методической или Научной комиссии может выступить с любой инициативой, может быть экспертом. А также имеет право голоса при голосовании в Учебно-методической и Научной комиссии.
     Владимир Беклемишев задал вопрос: Одинаковые ли полномочия у студентов и работодателей в составе комиссий? 
     А.Я. Колесников на вопрос Владимира Беклемишева ответил положительно.
    А.Х. Даудов обратил внимание присутствующих, что на заседания комиссий может прийти каждый студент. Протоколы заседаний размещаются на сайте Исторического факультета. Отметил, что в составе Ученого совета и учебно-методической комиссий есть представить от Студенческого совета. 
     Подводя  итоги  встречи, А.Х. Даудов еще раз вернулся к вопросам,  заявленным в повестке.  Он  отметил, что на данный момент поддерживается тесная связь со школами, продолжается сотрудничество с Петроградским РОНО, Центральным РОНО, гимназией при Русском музее и др.). Относительно целесообразности проведения практик в соответствующих организациях подчеркнул, что на Историческом факультете традиционно архивные практики проходят в архивах, педагогические – в школах, музейные – в музеях.
      Вопрос, касающейся организации научных исследований по запросам соответствующих организаций, прокомментировал А.Я. Колесников. Он сообщил присутствующим, что будучи студентом 3 курса писал историю завода «Светлана». Стипендия в то время составляла 30 руб., еще 60 он получал за работу. Впоследствии  вышла книга. Подчеркнул, что это был хороший дополнительный опыт.
    А.Х. Даудов дополнил, что под его руководством были написаны дипломные работы по истории «Красного треугольника» и по истории трамвая нашего города.   А преподаватель с кафедры истории России с древнейших времен до XX века Выскочков Л.В. создал серию публикаций по истории пивного завода «Степан Разин».  Сейчас его приглашают на различные мероприятия.
     Дополнительно А.Х. Даудов рассказал студентам о системе грантов. Обратил особое внимание, что грантовская система открытая. Руководители грантов отчитываются на Ученом совете за проведенную работу и т.д. Участие в грантах -это возможность не только просто учиться, но и более активно учиться исследовательской работе у старших товарищей – преподавателей, профессоров.         
    А.Я. Колесников обратился к Студенческому совету с просьбой на ближайшем заседании обсудить вопрос  целесообразности анкетирования среди студентов с целью улучшения учебного процесса.    

     В заключении А.Х. Даудов предложил присутствующим провести совместное заседание Студенческого совета Исторического факультета и Института философии, пригласить на заседание директора Института философии. Так же обратился к студентам  с просьбой обсуждать возникающие вопросы сначала на факультете, т.е. с научным руководителем, заведующим кафедрой, деканом, прежде чем вывешивать на сайт и обсуждать в широкой студенческой аудитории. Любые подобные обсуждения в СПбГУ имеют широкий резонанс среди студенчества Санкт-Петербурга и не только.