Эксперты считают важным показывать будущим абитуриентам СПбГУ конкретные направления работы

Дата публикации:

 
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялось первое заседание совета основной образовательной программы магистратуры «История и теория наций и проблемы национализма». Председателем нового совета стал Леонид Гусман, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии ГУАП, заведующий секцией истории, ассоциированный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН.

Основной задачей первого заседания стало подведение итогов двухлетней реализации магистерской программы и определение векторов ее развития в будущем. Профессор СПбГУ Александр Филюшкин рассказал о компетенциях, которыми обладают выпускники программы и перспективах трудоустройства магистров. Он отметил, что сегодня программа нацелена в первую очередь на подготовку исследователей. Все выпускники 2017 года поступили в аспирантуру Санкт-Петербургского университета по направлению «История» и успешно продолжают свои научные изыскания, имеют также и научные публикации, в том числе в изданиях ВАК. Многие получили грантовую поддержку своих исследований и участвуют в коллективных проектах, в том числе в гранте РГНФ.

Однако, по мнению членов совета, не только аспирантура должна стать местом трудоустройства выпускников. Магистры должны быть ориентированы на преподавание в общеобразовательной и высшей школе, работать в научно-исследовательских организациях, архивах, музеях, библиотеках.

Старший преподаватель СПбГУ Анастасия Паламарчук считает, что изменение правил приема в магистратуру Университета (введение портфолио) повышает требования к абитуриентам. Необходимо активнее привлекать работодателей к выработке компетенций потенциальных магистров, что поможет подбирать студентов, наиболее подходящих для дальнейшего обучения и работы по специальности. Очень важно, подчеркивает она, когда на момент поступления абитуриенты видят перспективы своей профессиональной деятельности, и имеют мотивацию не только «я хочу провести здесь два года с интересными людьми», но и понимают «почему я хочу приобрести эти навыки, и почему эти навыки будут актуальны в современном мире».

Проблемы практик и взаимодействия университета с работодателями в формировании учебного процесса были затронуты в выступлениях доктора культурологии Натальи Калашниковой (о практике, которую студенты данной магистерской программы проходят в Российском этнографическом музее) и директора Института истории Тартуского университета Анти Селарта (о проекте совместной научной конференции магистрантов программы СПбГУ и докторантов Университета Тарту, посвященной проблеме «National building»).


Мнение эксперта:

Н. М. Калашникова — доктор культурологии, заведующая отделом этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии Российского этнографического музея:

«Для этнографического музея практика по программе «История и теория наций и проблемы национализма» – это весьма актуальное направление. Именно потому, что этнография занимается разными народами, которые очень давно сосуществуют между собой и имеют колоссальный положительный опыт сосуществования. На практике мы показываем ребятам, что работа в музее имеет свою специфику, а  этнография еще и дает возможность иметь дело с разными видами источников – вещественными и иллюстративными памятниками, которые в комплексе с письменными и складывают базу научной основы для серьезного исследования. Историк в музее – очень важная персона, и если подобные специалисты будут готовиться в университете, то, я думаю, такие музеи как Эрмитаж, Этнографический музей, краеведческие музеи, скажут большое спасибо».


Члены совета наметили основные направления деятельности по развитию программы: активизировать работу с работодателями, в том числе по распространению информации о характеристике магистерской программы; рекомендовать потенциальным абитуриентам обратить внимание на пункты портфолио о публикациях, грантах, выступлениях на научных конференциях; проработать вопрос о возможности открытия научно-исследовательской практики для магистрантов программы на базе зарубежного научного центра (например, Университета Тарту или Белорусского государственного университета).