Направление — 46.04.01 История

Срок обучения — 2 ГОДА
Форма обучения — ОЧНАЯ
Присваиваемая квалификация — МАГИСТР

Информация о приёме в 2017 году —  на сайте Приемной комиссии СПбГУ 

Презентация программы


Профили:

  • Археология Евразии
  • История и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • История Нового и Новейшего времени
  • История России до начала XX века
  • Новейшая история России
  • Теория и методология исследования культуры в историческом процессе


Основные дисциплины

  1. История исторической науки (институциональный аспект);
  2. Актуальные проблемы исторической науки;
  3. Междисциплинарные подходы в современной исторической науке;
  4. Методология истории;
  5. Истоки современности. Динамика и логика развития Запада;
  6. Современная теория и методология историко-культурных исследований. Новейшие концепции истории культуры;
  7. Современные методы и подходы к изучению истории Нового и новейшего времени;
  8. Основы исторической урбанистики;
  9. Древнерусская археология как "историческая археология" (интеграция письменных и археологических источников);
  10. Зарубежная историография истории России;
  11. Историческая память российского общества.


Ведущие преподаватели

  • Профессор Игорь Яковлевич Фроянов, доктор ист. наук, заведующий кафедрой Русской истории (1983–2002), создатель исторической школы по изучению Древней Руси.
  • Профессор Андрей Юрьевич Дворниченко, доктор ист. наук, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до XX в., ведущий исследователь по истории древней и средневековой России.
  • Профессор Геннадий Леонтьевич Соболев, доктор ист. наук, создатель научной школы историков русских революций и Гражданской войны.
  • Профессор Евгений Николаевич Носов, доктор ист. наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой археологии СПбГУ, директор Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН (1998–2015 гг.), научный руководитель ИИМК РАН (с 2015 г.).
  • Профессор Владимир Николаевич Барышников,  доктор ист. наук, заведующий кафедрой истории Нового и новейшего времени СПбГУ, ведущий специалист по истории Финляндии и стран Скандинавии.
  • Профессор Галина Евгеньевна Лебедева, доктор ист. наук, один из ведущих отечественных византиноведов, специалист по истории Византии и средних веков.
  • Профессор Эдуард Давидович Фролов, доктор ист. наук, ведущий специалист в области истории Древней Греции, историографии античной истории, общественной мысли античности.

 

Основные направления исследований

Профиль «Археология Евразии»:

  • Изучение археологических источников,
  • Изучение комплексов археологических памятников,
  • Современные методы археологических исследований,
  • История археологии,
  • Сохранения археологического наследия,
  • Реконструкция скрытых для археологии духовной культуры и социальной организации древних обществ.

Профиль «История и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области»:

  • История Приневских земель с древности до раннего нового времени,
  • История Санкт-Петербурга,
  • История пригородов Санкт-Петербурга,
  • Историко-культурное развитие Санкт-Петербурга,
  • Историко-культурное развитие Ленинградской области,
  • Технологии и организация городских экскурсий.

Профиль «История Нового и Новейшего времени»:

  • История современного Западного мира,
  • Проблемы становления и трансформации современного Западного мира,
  • Специфика политических, экономических и культурных форм развития Западного мира,
  • Проблемы эволюции отношений России и Запада,
  • Анализ трансформации западного общества в религиозной сфере,
  • История структур повседневности,
  • Историография и источниковедение истории стран Западной Европы Нового и Новейшего времени и Америки с ХVI века по настоящее время.

Профиль «История России до начала ХХ века»:

  • Изучение дискуссионных проблем социальной истории России,
  • Изучение дискуссионных проблем политической истории России,
  • Изучение дискуссионных проблем экономической истории России,
  • Проблемы российской историографии,
  • Изучение проблем взаимоотношений власти и общества,
  • Историческая роль интеллигенции,
  • Петербургский университет,
  • Проблемы российской государственности,
  • История российского государства и права,
  • История внешней политики России,
  • Историческая память российского общества.

Профиль «Новейшая история России»:

  • Изучение истории России в XX веке,
  • История политических партий,
  • История Гражданской войны,
  • История взаимоотношений власти и оппозиции в XX веке,
  • Теория и история тоталитарных режимов,
  • Социально-экономическое и политическое развитие современного российского общества,
  • Государственное строительство в России XX–XXI веков.

Профиль «Теория и методология исследований культуры в историческом процессе»:

  • Проблемы структурной иерархии и механизмы системной организации культуры,
  • Стиль в истории западноевропейской и русской культуры, как мировоззренческая проблема,
  • История литературы,
  • История театра,
  • История кинематографа,
  • История костюма,
  • Концепции сохранения и реставрации памятников культуры,
  • Концепции презентации и репрезентации памятников культуры.

  

Перечень основных профессий

  • научный сотрудник;
  • сотрудник архивов;
  • архивариус;
  • архивист;
  • музейный работник;
  • сотрудник библиотек;
  • редактор средств массовой информации;
  • научный редактор издательства;
  • специалист по историко-культурному и познавательному туризму;
  • экскурсовод;
  • педагог в культурно-просветительских и образовательных центрах;
  • преподаватель в средних и средних специальных учебных заведениях;
  • сценарист и редактор в области документального кино и телевидения;
  • творческий работник рекламных и PR-служб;
  • эксперт-аналитик;
  • эксперт-консультант;
  • контент-менеджер.

 

Ключевые моменты

  • Программа сохраняет классические традиции Санкт-Петербургской исторической школы и академический характер преподавания. В учебном плане успешно сочетаются традиции классического исторического образования с современными подходами и задачами исторической науки. Обучающиеся имеют возможность актуализировать и расширить теоретические знания и приобрести практические навыки, связанные с научным и образовательным направлением «История».
  • Междисциплинарный подход к обучению обеспечен участием в учебном процессе ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в различных областях знания. В учебном плане сочетаются аудиторные, практические занятия, выездные семинары.
  • Сотрудничество с ведущими российскими и мировыми университетами и исследовательскими центрами позволяет обучающемуся включиться в широкую программу обмена, использовать возможность включенного обучения и участие в программах межвузовского обмена с иностранными вузами-партнерами СПбГУ.
  • В результате освоения программы выпускник способен осуществлять исследовательскую, образовательную, культурно-просветительскую, организационно-управленческую и экспертно-аналитическую работу, приобретает опыт организации научных мероприятий, в том числе научных конференций.