В 2017 году в Санкт-Петербургском университете начал работу совет образовательных программ бакалавриата «Атрибуция и экспертиза художественных ценностей» и магистратуры «Музейное кураторство», возглавил который доктор педагогических наук, директор «Российского этнографического музея» Владимир Грусман
Обращаясь к участникам совета, председатель подчеркнул, что считает создание Совета образовательных программ своевременным, потому что сегодня необходимо совершенствовать подготовку студентов, которые в ближайшем будущем должны прийти работать в музеи. Один из важных вопросов – соответствие содержания учебных планов образовательных программ бакалавриата и магистратуры СПбГУ в области музеологии современным тенденциям профессиональных стандартов и потребностям отрасли, поэтому и роль совета образовательной программы в подготовке новых кадров очень велика.
В. М. Грусман — председатель Совета образовательных программ «Я думаю, что через несколько лет откроются большие возможности для людей, которые будут подготовлены по этим программам, так как музеи могут принять иную форму. |
Заместитель начальника Управления образовательных программ СПбГУ Елена Меньщикова рассказала о компетенциях советов образовательных программ Университета, ожиданиях руководства университета от их экспертной деятельности.
Оживленную дискуссию вызвали вопросы о структуре учебных планов, содержательной наполненности отдельных курсов, наличия и профессионализации практик. Все члены совета говорили о необходимости сделать в структуре обучения инклюзии, которые отвечают ежедневной практике музейщика, выражали свою заинтересованность участвовать в процессе подготовки выпускников и отмечали готовность в музеях «принимать бакалавров, магистров, показывать выставки, передавать опыт», прививать практические навыки работы на музейной площадке.
Подводя итоги дискуссии, Владимир Моисеевич, в частности, отметил: «Музейное кураторство — это форма наставничества, формула обогащения уровня квалификации не формальным путем, но путем общения с коллегами, которым есть что передать, что рассказать, чему научить, чем помочь, обменяться опытом. Магистр должен оказаться в той среде, которая готова его воспринять и отшлифовать его образование в буквальном смысле этого слова. Потому что университет при всех достоинствах предлагаемого образования – это не музей. В вузе нет каждодневной работы в фондах, нет каждодневной работы на выставке, написания экспликаций для выставки. Этому можно научиться, только придя на конкретную площадку в музей. Выпускнику предстоит еще многому учиться на местах».
В ходе заседания было сформулировано несколько перспективных задач: необходимость подготовки специалистов для регионов с учетом перспектив роста музеефикации в разных районах страны; организация музейного волонтёрства, которое помогло бы привлекать студентов к работе на общественных началах в различных музеях города и в организации экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам, что сегодня особенно актуально в связи с усиливающимся потоком туристов не только из России, но и из-за рубежа; вопрос о повышении конкурентоспособности образовательных программ.
Прошедшее заседание совета продемонстрировало большую заинтересованность ведущих российских специалистов в развитии и совершенствовании созданных в СПбГУ образовательных программ, призванных готовить квалифицированные кадры в активно развивающейся и меняющейся сегодня области музейного дела.
Мнение эксперта:
О. С. Сапанжа, доктор культурологии, «Совет образовательных программ – это очень интересная форма работы, площадка диалога работодателя и разработчика программ. По-моему, это очень полезно. Это не только общение, но и возможность скорректировать обучение, начиная с частных нюансов. Сегодня прозвучали вопросы по стандартам дисциплин, по архитектуре самого учебного плана. Понятно, что работодатель в меньшей степени углублен в вопросы компетентностного подхода, общекультурных профессиональных компетенций, учебного процесса, зачетных единиц, соотношения самостоятельной работы и аудиторной и т.д. Это возможность работодателю понять, как вообще устроена жизнь учебного заведения. В принципе, работодатель готовится к тому, с чем придет к нему студент, что сегодня студент заточен на самостоятельную работу. И уже будет совершенно другой подход к профессионализации в рамках практической деятельности». |