Девятый международный симпозиум собрал на своей площадке более 400 отечественных и зарубежных ученых, которые в течение недели обсуждали вопросы теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела, проблемы изучения, сохранения и интерпретации русского и мирового художественного наследия.
«Дискуссионный акцент конференции 2020 года – история искусствоведческой мысли в фокусе современного искусствознания, — рассказала заместитель председателя Организационного комитета, старший преподаватель СПбГУ Светлана Мальцева. — Широта проблематики дает участникам возможность проследить современное положение научной мысли в исследовании искусства, наглядно ощутить разное и общее в трудах представителей различных научных школ, сосредоточить усилия на дальнейшем развитии лучших традиций мирового научного сообщества».
В мероприятии приняли участие ведущие искусствоведы 12 стран – это представители вузов, научно-исследовательских институтов, проектных бюро. Сотрудники музеев, многие из которых являются выпускниками СПбГУ, активно включаются в работу заседаний как докладчики и организаторы конференции. По словам Светланы Владиславовны, уже сложившаяся университетская традиция классического диалога обогащается участием представителей музейного сообщества, и это является залогом сотрудничества учебных заведений и музеев.
«Участие Эрмитажа позволило задействовать мощные научные ресурсы и соединить теорию с практикой, – уверена Светлана Мальцева. – Так возникает идеальное плодотворное единение всех заинтересованных сторон и кратчайший путь к достижению максимального научного результата».
Одной из особенностей конференции стала презентация искусствоведческих проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований. В рамках включенного в программу симпозиума тематического блока «Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления» прозвучало около 40 докладов, подготовленных по результатам грантов РФФИ. Ученые рассказали как об особенностях исследования памятников средневекового искусства в широком диапазоне от рукописей до архитектурных ансамблей, так и про осмысление преломления древних традиций в значимых культурных явлениях и идеологических парадигмах Нового времени.
Еще одна отличительная черта девятого симпозиума – введение в состав программы новых секций, посвященных актуальному сегодня направлению междисциплинарных исследований, где были представлены результаты экспериментального сотрудничества ученых национального исследовательского центра «Курчатовский институт», филологов, искусствоведов и специалистов других гуманитарных областей.
Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» – крупнейший российский междисциплинарный научный форум, который проводится раз в два года Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова при поддержке ведущих музеев России. Конференция проходит поочередно в Санкт-Петербурге и Москве.
В 2020 году отдельные блоки мероприятий прошли в рамках «Дней антиковедения в Санкт-Петербурге» и включенного тематического блока «Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления».
Соорганизаторами девятого международного симпозиума выступили СПбГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж.
Все мероприятия в 2020 году были посвящены памяти Почетного профессора СПбГУ, доктора искусствоведения Татьяны Валериановны Ильиной.
См. также:
- Директор ГМЗ «Петергоф» возглавила совет образовательных программ СПбГУ
- Перспективы подготовки арт-кураторов обсудили на совете программы)
- История искусств: образовательная программа бакалавриата
- Искусствоведение (история искусств): образовательная программа магистратуры
- Актуальные проблемы теории и истории искусства
- Актуальные проблемы теории и истории искусства обсуждают специалисты из 22 стран в СПбГУ
- Наука и технологии России: Эксперт рассказала об уникальности картины — эмблемы крупнейшей в России искусствоведческой конференции