• Главная

Н. М. Кропачев, С. А. Белов и Ю. В. Линская предлагают усилить кооперацию в системе государственных вузов

Дата публикации:

Системе высшего образования необходим баланс между конкуренцией и кооперацией вузов. На этом в статье «Единство системы государственных вузов в современной России» настаивают ректор СПбГУ Николай Кропачев, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов и соискатель СПбГУ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ Юлия Линская.

По мнению экспертов, практика кооперации и сотрудничества государственных вузов в России не развита, не обеспечивается справедливый коллективный доступ к созданным за государственный счет ресурсам, совместное использование которых могло бы значительно повысить не только эффективность государственных вложений, но и качество образования в куда большем числе государственных вузов России. Действующий порядок приводит к еще большему дисбалансу обеспеченности ресурсами «флагманских» вузов и всех остальных, а значит, и к диспропорциям развития, а в конечном счете — к нарушению прав граждан на получение качественного образования в разных государственных вузах.

Право на образование нельзя понимать формально: только как возможность поступить в вуз и освоить образовательную программу. В действительности конституционное право на образование означает, что гражданин имеет право получть не просто высшее образование и диплом вуза, а такое профессиональное образование, которое соответствовало бы современным достижениям науки, техники и ремесла, помогало бы и трудоустроиться, и успешно трудиться по выбранной профессии.

Условия труда сегодня значительно изменились, даже по сравнению с теми, что были десять-двадцать лет назад. Появились новые информационные технологии, появилась возможность работать удаленно, экономические институты стремительно трансформируются. Это должно быть отражено и в требованиях к системе образования. Однако многие нормативные и организационно-финансовые условия осуществления образовательной деятельности остались прежними.
Например, как указывают авторы статьи, не поменялись правила доступа к учебному и научному оборудованию, оберегаемому государственными вузами от студентов и сотрудников других государственных вузов, как их «собственность», спортивным объектам, библиотечным ресурсам, методическим разработкам, хотя все это относится к единой государственной собственности. Не ведется и должного прогнозирования перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах, а значит, при формировании и распределении контрольных цифр приема на обучение на бюджет не учитывается, кто будет нужен экономике через несколько лет, а значит, будет востребован на рынке труда. 

Подробнее