Как была организована работа автобусов на Дороге жизни? Была ли возможна пешая эвакуация по льду Ладожского озера? Как удалось избежать эпидемии педикулеза во время блокады? Об этом и не только читайте в специальном выпуске журнала «Санкт-Петербургский университет», приуроченном ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Знаменитые полуторки стали символом Дороги жизни. Однако не только они были задействованы на ледовой трассе для перевозки грузов и людей. К работе на ней были привлечены и автобусы. Причем немало. Так, к марту 1942 года в среднем на трассе работали до 70 машин в день. Какие трудности пришлось преодолеть, чтобы вывести автобусы в необычный рейс, читайте в статье «Автобусная линия по Ладожскому озеру».
В конце осени — начале зимы 1941 года многие горожане готовы были не ждать полуторок и автобусов, а идти пешком по льду Ладоги на Большую землю прочь от голода и бомбежек. Ученые Владимир Леонидович Пянкевич, профессор и заведующий кафедрой истории народов стран СНГ СПбГУ, и Александр Николаевич Чистиков, заведующий отделом современной истории России Санкт-Петербургского института истории РАН, рассказывают на страницах журнала, что записи в дневниках горожан доказывают: идея пешей эвакуации витала в самых широких слоях населения Ленинграда. Очевидно, что она имела под собой реальную основу, однако никаких официальных распорядительных документов историкам пока найти не удалось. Конечно, пешая эвакуация гражданского населения из блокированного Ленинграда кажется абсолютно утопичной. Для физически ослабленных и истощенных людей таковой она и была. Это хорошо иллюстрируют записи начальника посадки эвакопункта Борисова Грива. Подробнее — в статье «Пешком из блокированного Ленинграда».
В годы блокады горожане столкнулись с отключением водопровода и канализации. Люди потеряли возможность соблюдать простые правила гигиены, что привело к росту случаев педикулеза. Чтобы не дать болезни распространиться, чиновники вплотную занялись организацией работы городских парикмахерских. Как им это удалось, отражено в статье «Красота приблизит мир».
«Окончательно блокада была снята 27 января 1944 года. Когда по радио объявили об этой победе, мы побежали на Аничков мост. Люди ликовали, обнимались, целовались. Был большой праздничный салют», — рассказывает на страницах журнала Виктория Викторовна Кондратьева, выпускница ЛГУ (ныне СПбГУ), много лет проработавшая в своей alma mater. Когда началась война, Виктории Викторовне было всего 10 лет, все дни блокады она провела в городе. О том, что пришлось пережить девочке до того, как она увидела праздничный салют, читать непросто, но и не прочитать невозможно.