Проект историков СПбГУ – победитель второго совместного конкурса РНФ–NSFC

Дата публикации:

Международный проект «Китайско-Восточная железная дорога как трансграничная социокультурная система: история строительства, реконструкция и моделирование механизмов охраны культурного наследия» (РНФ № 23-48-00004) под руководством профессора Михаила Викторовича Ходякова стал единственным проектом в области гуманитарных наук, поддержанным в рамках второго совместного конкурса Российского научного фонда (РНФ) и Государственного фонда естественных наук Китая (NSFC).

Китайско-Восточная железная дорога сооружалась с конца XIX века усилиями архитекторов и строителей России и Китая. Вместе с прокладкой дороги осуществлялось возведение крупномасштабных ансамблевых застроек, городов и поселков: Владивостока, Хабаровска, Харбина, Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего), которые стали своеобразной моделью для пространственного развития районов с железнодорожными станциями. Проходя через территорию Северо-Востока Китая, КВЖД оказала большое влияние на эволюцию не только плана городов и поселков в первой половине XX столетия, но также на социальную интеграцию, культурные связи и экономические контакты между странами.

В поле зрения ученых попадут участки железной дороги: КВЖД на территории Китая, восточного и западного подходов к ней на территории России – линия Запад–Восток (Чита – Маньчжурия – Харбин – Суэйфэньхэ – Владивосток), линия Север–Юг (магистраль Харбин – Люйшунь) и две ветви в Далянь и Инькоу. Архитектурное наследие Транссибирской магистрали и КВЖД разнообразно и многочисленно. Только в провинции Хэйлунцзян (с центром в Харбине) вдоль линии дороги на сегодняшний день зафиксировано свыше 1500 исторических зданий в 105 городах и поселках с железнодорожными станциями. На основании архивных материалов, включающих богатую коллекцию исторических карт и чертежей, в сочетании с применением опыта гис-разметки и компьютерного моделирования историки планируют осуществить реконструкции населенных пунктов и представить историю КВЖД как социокультурной системы на протяжении «всего жизненного цикла – планирования, строительства, управления и эксплуатации». Применение метода распознавания изображений дополнит уже существующие методы идентификации объектов культурного наследия и сделает возможным их всестороннее, точное и системное изучение и сохранение.

Итогом работы историки видят создание информационной платформы с данными из различных источников, легко управляемым интерфейсом, многозадачностью и разработанным механизмом ее совместного использования. Это позволит максимально раскрыть потенциал развития архитектурного наследия вдоль железной дороги, усилить экономическую составляющую туризма, добиться совместного гуманитарного, социального и экономического развития данных территорий. Проведение совместного исследования специалистами в области истории и архитектуры будет способствовать унификации методологии изучения строительства, реконструкции и охраны объектов культурного наследия, формирование которых проходило в трансграничных условиях.

Проект разработан учеными Санкт-Петербургского государственного университета, ряда университетов и научных учреждений России (Южного федерального, Сибирского федерального, Санкт-Петербургского Политехнического университетов, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН), Харбинского политехнического университета (ХПУ, Китай).

На второй совместный конкурс Российского научного фонда (РНФ) и Государственного фонда естественных наук Китая (NSFC) по поддержке международных российско-китайских научных коллективов было подано более 800 заявок, из них в рамках двустороннего партнерства поддержано 67 международных проектов.

 Подробнее о конкурсе