17 января отмечает юбилей почетный профессор СПбГУ Сергей Григорьевич Кащенко, доктор исторических наук, создатель и бессменный заведующий кафедрой источниковедения истории России СПбГУ, ведущий специалист в области аграрной, демографической и социально-экономической истории России XVIII — начала XX века. Сергей Григорьевич создал в Санкт‑Петербургском университете научную школу по применению количественных и математических методов в изучении русской истории на материале исторической демографии Северо‑Запада Российской империи и истории проведения реформы по отмене крепостного права и выкупной операции в России во второй половине XIX века.
Сергей Григорьевич, расскажите, почему вы решили после школы поступать в Ленинградский государственный университет, какое выбрали направление обучения?
Хотя я провел все мое детство и юношеские годы в Пушкине (здесь работали и жили мои родители) последние школьные годы мне посчастливилось учиться в Ленинграде, в знаменитой 239‑й математической школе, где замечательно преподавали точные науки, высшую математику (да, впрочем, и другие дисциплины). Подготовка здесь была столь серьезная, что подавляющее большинство выпускников поступало в институты. После ее окончания у меня и моих друзей было стойкое желание заниматься математикой и поступить именно в Ленинградский университет.
Поступив на матмех, который в то время располагался на Васильевском острове, я занялся прикладной математикой под руководством профессора Марка Константиновича Гавурина, коллеги и соратника нобелевского лауреата академика Л. В. Канторовича.
Темой моей дипломной работы «Об одном алгоритме разделения множеств в конечномерном евклидовом пространстве», защищенной в 1971 году, стала разработка предложенного мне алгоритма, связанного с проблемой распознавания образов. В дальнейшем мне довелось применить полученные знания при написании программы, позволяющей проводить диагностику болезней на материалах медицинских учреждений Ленинграда.
Где вы работали, окончив университет? Нравилась ли вам работа по специальности?
После получения диплома математика я по распределению попал в один из крупнейших вычислительных центров в городе, расположенный в начале Невского проспекта. Здесь я проработал более десяти лет заместителем начальника службы математического обеспечения и одновременно преподавал математику в вузах города. Это были годы, когда я получил возможность постоянно работать на ЭВМ, писать разнообразные программы на новых алгоритмических языках. Такая деятельность в те годы была нелегкой, на редких в то время компьютерах приходилось работать и в дневное, и в ночное время. Тогда же я стал заниматься статистикой и получил опыт преподавания.
Как получилось, что, став математиком, вы пришли в совсем другую область научного знания — в историю?
Возможно, это было связано с тем, что я всегда занимался прикладной математикой, а может быть, сказались и юношеские воспоминания о городе Пушкине, где я мог в часы отдыха гулять в Екатерининском и Павловском парках, посещать дворцы и музеи. Я жил в районе, носившем название София, здесь все было связано с историей. Рядом были старые здания уездного города, Софийский собор, уникальное Казанское кладбище с могилами екатерининских вельмож и детей Александра II, Орловские ворота, памятники, посвященные русским победам в войнах с Турцией. В XVIII‑XIX веках в Софии были расквартированы гвардейские полки и находились полковые храмы.
Потом, уже будучи студентом матмеха, я трудился летом в строительном отряде в Прибалтике и получил возможность после окончания работ посмотреть Таллин, Тарту, Пярну, Ригу, Вильнюс, Каунас. Увиденные там музеи, памятники Средневековья произвели неизгладимое впечатление, дали импульс увлечению историей.
Вместе с тем уже на последнем курсе матмеха я стал посещать отдельные лекции на историческом факультете Университета. Работая в вычислительном центре, я продолжал бывать на истфаке (благо для этого надо было в свободное от работы время только перейти через Дворцовый мост), а затем понял, что у меня есть прекрасная возможность получить еще одно, на этот раз классическое гуманитарное образование. На эту мысль меня натолкнул профессор исторического факультета Александр Львович Шапиро. Я приходил на занятия его специального семинара, где в то время часто обсуждались вопросы, связанные с написанием многотомной «Аграрной истории Северо‑Запада России». В основу этого исследования был положен статистический анализ средневекового массового источника — писцовых книг.
Как складывались отношения с гуманитариями? Легко ли было найти общий научный язык?
В работе семинара принимали участие известные историки, архивисты, экономисты, а математика среди них не было. Некоторые мои соображения по поводу возможности применения редких в то время компьютеров и методов статистики, видимо, и привлекли внимание Александра Львовича. Участники семинара производили расчеты вручную, это, конечно, была утомительная работа, которая была сопряжена с ошибками и не могла привести к впечатляющим результатам. Не буду скрывать, что некоторые из участников семинара настороженно относились к применению сложных математико‑статистических методов, однако профессор Шапиро своим авторитетом сглаживал спорные моменты.
Я занялся вопросами, связанными с формализацией массовых источников, писал программы статистической обработки данных, поскольку в то время пакетов прикладных программ еще не было.
Именно в рамках семинара Александра Львовича была написана моя первая научная статья по применению корреляционного анализа. Эти две печатные страницы, первые в моей жизни, я писал очень долго, поскольку на матмехе такой практики у меня не было.
Почему решили получить второе высшее образование и стать профессиональным историком? На кого из историков ориентировались в период обучения на факультете?
Александр Львович не раз говорил, что видит мою тягу к гуманитарному образованию, но, чтобы почувствовать себя уверенно в среде историков, мне следовало бы окончить исторический факультет. Это подтолкнуло меня к повторному поступлению в ЛГУ. Декан исторического факультета Владимир Васильевич Мавродин запросил специальное разрешение Министерства образования для возможности получения мной второго высшего образования. Поступив на заочное отделение, я стал ездить на научные конференции, публиковать свои первые, совсем небольшие статьи. Вспоминаю одну из таких научных поездок в Гродно на аграрный симпозиум, где мне удалось познакомиться с академиком Иваном Дмитриевичем Ковальченко, который в эти годы тесно общался с Александром Львовичем Шапиро и вместе со своими московскими учениками активно применял математико‑статистические методы в Московском государственном университете.
Семинары Шапиро стали для меня настоящей школой в сфере научных и жизненных, товарищеских отношений, поскольку со своими коллегами по семинару я продолжал затем работать рядом всю свою жизнь.
Как вы нашли свою научную тему?
Заканчивая учебу на истфаке, по совету Александра Львовича, который все это время был моим научным руководителем, я занялся изучением экономических последствий реформы 1861 года. Здесь также приходилось работать с массовыми источниками, на этот раз с выкупными делами, число которых по всем губерниям Российской империи превышало 90 000. Темой моей дипломной работы на историческом факультете стала «Методика применения ЭВМ в изучении реформы 1861 года». В дальнейшем уже в качестве соискателя ученой степени я поддерживал научные связи с Институтом истории РАН и истфаком ЛГУ, а в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию «Реформа 19 февраля 1861 года в Новгородской губернии. Опыт применения ЭВМ для количественного анализа крестьянских наделов и платежей».
Много лет вы читаете курс «Математические методы в исторических исследованиях». Почему, на ваш взгляд, эти знания и навыки важны для гуманитария?
С конца 1980‑х годов применение компьютерных методов в исторических исследованиях уже не казалось чем‑то необычным. До этого времени курс «Математические методы в исторических исследованиях» на факультете не читался. Его пришлось разрабатывать с учетом подготовки студентов гуманитарных факультетов в области точных наук. В дальнейшем курс приходилось адаптировать к изменяющимся условиям. Появлялись персональные компьютеры, пакеты прикладных программ, накапливался опыт работы с массовыми источниками.
Для меня было весьма важным показать своим ученикам перспективы в области изучения массовых источников, прежде всего в сфере экономики и демографии. У нас установились связи с рядом европейских и американских университетов, работы печатались на английском, немецком, французском, шведском, финском и других языках. Наш научный коллектив выигрывал гранты Российского гуманитарного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований. Мы стали членами международной ассоциации «История и компьютер».
На мой взгляд, изучение массовых источников дало всем нам опыт систематической работы в архивах, знание новейших методик обработки материала, позволило сделать ряд существенных открытий в исторической науке. Интерес к таким исследованиям не пропал и сегодня, этой проблематикой занимаются и бакалавры, и магистры, и аспиранты.
Сергей Григорьевич, можно ли сказать, что в вашей работе история победила математику?
Похоже, что здесь пригодились мои знания в области и математики, и истории. После защиты диссертации я решил окончательно связать свою судьбу с истфаком ЛГУ, поступил на работу на кафедру истории СССР, которой в то время руководил новый декан, профессор Игорь Яковлевич Фроянов. Постепенно я начал преподавать историю России XIX века, но особенно часто мне приходилось читать лекции и проводить семинарские занятия по курсу «Математические методы в исторических исследованиях». Я читал этот курс не только в Ленинграде, но и по приглашению коллег в Новгородском, Псковском, Петрозаводском, Сыктывкарском университетах, что, несомненно, помогало расширению научных связей. Вскоре в университетской среде стало ясно, что новые перспективы изучения массовых источников тесно связаны с применением математико‑статистических методов и компьютерных технологий.
В 1991 году по инициативе Игоря Яковлевича Фроянова на факультете была создана новая кафедра — кафедра источниковедения истории России. Декан предложил мне ее возглавить, однако одним из выдвинутых им условий было завершение моей работы над докторской диссертацией. Я до сих пор благодарен ему за то, что по его совету отложил в сторону менее важные дела, написал монографию и в 1992 году защитил диссертацию.
С тех пор в течение 33 лет я работаю на этой кафедре и безмерно счастлив тем, что рядом со мной в эти годы работали и работают профессора Нинель Ивановна Приймак, Эдуард Васильевич Летенков, Рафаил Шоломович Ганелин, Борис Николаевич Миронов, Давид Иосифович Раскин, Алексей Владимирович Сиренов, Кирилл Борисович Назаренко, Евгений Вадимович Петров, доценты Николай Георгиевич Рогулин, Людмила Константиновна Рябова, Надежда Михайловна Корнева, Мария Александровна Маркова. Два десятка моих учеников, которые учились на кафедре, защитили кандидатские диссертации, некоторые из них стали докторами наук.
Конечно, на кафедре занимались не только изучением массовых источников и задач, требующих применения математико‑статистических методов, параллельно читались курсы по источниковедению, вспомогательным историческим дисциплинам, историографии. Особое место занимала тематика по военной истории России, истории Петербурга и Царского Села.
Что бы вы хотели пожелать современным студентам и абитуриентам, которые сегодня выбирают свой путь в образовании?
Хотелось бы пожелать современным студентам не бояться применять самые современные методы в своих исследованиях, научиться систематической, кропотливой работе с документами. Только это позволит получить сегодня новые значимые научные результаты.