В 1700 году началось противостояние между Россией и Швецией за господство на Балтике — Северная война. Где до появления Адмиралтейства Петр I строил корабли для Балтийского флота? Какое преимущество имели русские галеры в условиях Балтийского моря, и как русскому царю удалось впервые пленить вражеского контр‑адмирала.
Как в годы Северной войны русские войска на лодках и галерах отвоевывали Балтику у шведского линейного флота? Рассказывает Кирилл Борисович Назаренко — специалист по истории русского флота, доктор исторических наук, профессор Санкт‑Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Кирилл Борисович, где строили первые корабли Балтийского флота и какими они были?
Пока строить верфи в Петербурге было преждевременно, у нас довольно долго функционировала верфь в Лодейном поле на восточном берегу Ладоги. Есть даже народная этимология, что якобы название Лодейное поле происходит от того, что здесь традиционно строили ладьи. Это неправильная этимология, потому что в русском языке не называли полем то место, где строили корабли. И даже если употреблять не голландский термин «верфь», а русский, то надо было бы двором это назвать. Лодейный двор — было бы логичное название. Скорее всего, Лодейное поле — это русская адаптация финского названия Lahden pohja («На краю залива» — прим. ред.). Это тоже всего лишь одна из версий, но она мне кажется более вероятной.