Новые гранты РНФ у историков

Дата публикации:

По результатам конкурса 2024 года Российского научного фонда на «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» в 2025–2026 годах получили поддержку два проекта историков СПбГУ.

Профессор СПбГУ Павел Александрович Кротов в рамках проекта «Петр Великий в исторических анекдотах XVIII в. (Я. фон Штелин, А. А. Нартов, И. И. Голиков)» планирует обратиться к неопубликованным рукописям переводов «Подлинных анекдотов о Петре Великом» Я. фон Штелина и третьей редакции «Рассказов Нартова о Петре Великом» А. А. Нартова (около 1797 г.). Использование этих источников позволит с новой стороны взглянуть на природу ранее издававшихся собраний исторических анекдотов, лучше понять их происхождение, тенденции развития.

Поскольку исторические анекдоты XVIII столетия из собраний профессора и академика Я. фон Штелина (1709–1785), известного ученого, писателя, поэта, переводчика и общественного деятеля А. А. Нартова (1736/1737–1813) и знаменитого историка И. И. Голикова (1734/1735–1801) широко используются вплоть до настоящего времени и в исторических трудах, и в публицистике, и в кинематографии, историк считает важным выяснить историко-документальную основу авторов и издателей при подготовке ими собраний исторических анекдотов.

Проект профессора СПбГУ Владимира Владимировича Василика «Император Ираклий (610-641 гг.) в цивилизационном пространстве римско-византийского мира: политика, идеология, память» посвящен исследованию эпохи правления византийского императора Ираклия (610–641 гг.). Это время традиционно рассматривается в историографии как время глубокой трансформации позднеантичного римского имперского пространства, фактически ознаменовавшей рождение на его руинах нового, уже «средневекового» по своим базовым характеристикам, государства — «Романии» или Византии.

Ученый полагает, что определение соотношения старого и нового, «античного» и «средневекового», позволит не только глубже понять происходившую в правление Ираклия трансформацию, но и оценить ее место в масштабах римско-византийского цивилизационного пространства, понять, в какой степени эпоха правления Ираклия была продолжением традиционных для поздней Римской империи практик реализации и репрезентации имперской политики (в частности, практик выстраивания отношений с варварскими окраинами), а в какой степени она являлась временем политических инноваций ad hoc.