В Санкт-Петербургском университете состоялась очередная лекция цикла «Многоликая ГЕО» на тему «Проблемы этнической географии и этнополитики на постсоветском пространстве». Доцент СПбГУ (кафедра региональной политики и политической географии) Сергей Андреевич Хрущев рассказал о теоретических основах этнической географии и о том, как изучают целые народы.
«Сегодня мы поговорим о многоликой России — во многом она тесно связана с постсоветским пространством, — объяснил лектор. — Неспроста нашей базой будет этническая карта СССР. В России мы все понимаем, что вокруг многонациональная страна. Но многонациональность — это тоже вещь субъективная. Например, сейчас мы насчитываем на территории РФ 193 этноса, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Однако если использовать другую методику, их может быть и 200, и 300. Именно поэтому мы рассмотрим мозаичность атмосферы постсоветского и российского пространства».
По словам лектора, этногеографическая типология этносов России выглядит так: 116 этносов — автохтонные (принадлежащие по происхождению данной территории, местные, коренные по происхождению), 36 — постсоветские/постимперские, еще 40 можно назвать «иностранцами». При этом многоликость как некий дискурс появился в нашей стране еще несколько веков назад, а в конце ХIХ века вышла этнографическая карта империи. Кстати, первый курс по этнической географии читался в 1926—1927 годах именно в Ленинградском университете.
Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также письменные и вещественные источники.
Таким образом, методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования. Этот род занятий называется «полевой этнографией». Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа: стационарный (когда исследователь долго проживает среди изучаемого народа, в результате чего более глубоко узнает его материальную и духовную культуру, а также быт) и экспедиционный. Последний является наиболее распространенным методом сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежде, утвари — то есть о том, что не требует стационарного наблюдения.
Во время полевых этнографических исследований используют такие методы, как наблюдение, опрос, анкетирование и интервью.
Сегодня студенты СПбГУ, также как и их предшественники — великие ученые-этнографы, принимают участие в экспедициях, проходят специальные музейные, архивные и этнографические полевые практики. Постоянной базой музейной и архивной практик является Российский этнографический музей.