• Главная
  • «Музеология – музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания»: Международная научная конференция

СПбГУ передадут в дар живописный портрет в студенческом мундире П. Н. Филиппова

Дата публикации:

9 февраля в рамках празднования 291-й годовщины Санкт-Петербургского государственного университета в Петровском зале здания Двенадцати коллегий состоится торжественная церемония — вручение живописного портрета П. Н. Филиппова, студента физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета 1840-х гг.Портрет был написан в июне 1842 года в Варшаве. Павел Николаевич Филиппов (1825-1855) изображен на нем в студенческой форме, введенной в начале 1830-х гг. для всех императорских университетов России. Подобная картина является чрезвычайно редкой — до сих пор был известен лишь хранящийся в Государственном Историческом музее в Москве портрет выпускника Петербургского университета 1845 г. графа А. С.Уварова, сына министра народного просвещения.

Павел Филиппов — член кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, выпускника юридического факультета Петербургского университета, последователя философа Фурье и организатора первых кружков социалистов в России. Здесь же летом 1848 года Филиппов познакомился с Ф. М. Достоевским, который впоследствии писал о нем: «Он еще очень молодой человек, горячий и чрезвычайно неопытный; готов на первое сумасбродство и одумается только тогда, когда уже беды наделает. Но в нем много очень хороших качеств, за которые я его полюбил; именно — честность, изящная вежливость, правдивость, неустрашимость и прямодушие. <…> Несмотря на то, что он образован и вдобавок специалист по физико-математическим предметам, у него мало серьезно выработанных убеждений, за недостатком действительной жизни. Взамен его молодость щедро наделена всякими увлечениями, нередко самыми разнородными и даже противоречащими друг другу».

Будучи горячим сторонником освобождения крестьян, гласности суда и свободы печати, в 1849 году Филиппов стал инициатором создания подпольной типографии. К изданию здесь предназначалось в том числе и его собственное агитационное сочинение «Десять заповедей», призванное объяснить крестьянам несоответствие реалий крепостнической России библейским заповедям. По рисунку Филиппова был заказан типографский ручной станок, собранный на квартире одного из участников кружка за два дня до ареста петрашевцев 5 мая 1849 года.

Вместе с другими петрашевцами студент Филиппов был приговорен к расстрелу, в последний момент замененному ссылкой в арестантские роты на четыре года. Покидая Петербург, Филиппов передал Достоевскому 25 рублей, оставив деньги у коменданта Петропавловской крепости, о чем Достоевский позднее писал: «Он думал, что у меня не будет денег. Добрая душа». В декабре 1853 года Филиппов был отправлен рядовым в линейный батальон на Кавказ, в крепость Грозную. 17 сентября 1855 года он участвовал в штурме турецкой крепости Карс и получил ранение, оказавшееся смертельным. По мнению некоторых исследователей творчества Достоевского, ряд черт Павла Филиппова писатель воплотил в образах Алеши и Ивана Карамазовых.

Портрет хранился в семье Филипповых более полутора веков. Ныне в дар Музею истории СПбГУ его передает Александра Николаевна Палицына, падчерица Павла Владимировича Филиппова, выпускница Ленинградского Горного института, помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Сотрудники Музея истории СПбГУ продолжат собирать сведения о семье Филипповых, и надеются с помощью искусствоведческой экспертизы в Русском музее выявить имя художника.

Торжественная церемония вручения подарка СПбГУ — живописного портрета в студенческом мундире П. Н. Филиппова состоится 9 февраля 2015 года в 15:00 по адресу: Университетская наб., д. 7-9, Петровский зал.