Цели и задачи

Принципы и стратегия поведения научной элиты в ситуации мобилизации национальных ресурсов для достижения победы в войне – одна из востребованных и модных тем в современной литературе по истории и антропологии науки. Причина актуализации этой проблематики понятна – анализ состояния умов и действий ученого сообщества в условиях неизбежного выбора между интернациональными ценностями «науки» и по определению национальными ценностями «патриотизма» позволяет понять и оценить характер политических и нравственных проблем, стоявших перед представителями отечественной интеллигенции начала ХХ века.

В контексте проекта предполагается исследовать различные аспекты истории высшей школы и столичного университета эпохи I Мировой войны. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с антропологией науки, взаимодействия власти и интеллектуальной элиты, роли последней в функционировании гражданского общества, роли научной интеллигенции в формировании образов "общественного сознания" ("союзников" и "врагов" России, борьбе с немецким "засильем", идеи "внутреннего мира" и т.п.).

В центре внимания настоящего проекта следующие вопросы: что представляла собой преподавательская и студенческая корпорация столичного университета в годы «великой войны» в количественном и качественном отношении? Каковы были ее ценностные и идейные горизонты и в чем заключалась специфика профессорского «патриотизма»? И, наконец, каков был вклад петроградских универсантов в общее дело сражающейся нации? Что сделала корпорация и ее члены для победы в войне?

Ожидаемые результаты

Коллективная монография и серия статей по  теме «Петроградский университет в период I Мировой войны»

Поддержка проекта

Проект осуществляется при поддержке РГНФ (шифр проекта: 15-01--00285)