Кафедра истории славянских и балканских стран
ВНИМАНИЮ БАКАЛАВРОВ,
поступивших на исторический факультет в 2012 г.!
Студенты 1 курса приглашаются прослушать курсы, читаемые на кафедре истории славянских и балканских стран! Приходите на нашу кафедру!
Какие предметы будут преподаваться для студентов-бакалавров набора 2013 г.?
1 курс 1 семестр
ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - вводный курс, на котором будет показана панорама истории славяно-Введение в
специальностьбалканского региона, история, пахнущая железом и кровью, величественная и трагичная. Это Великий Лимитроф Европы, периферия великих европейских империй, инкубатор выдающихся европейских национализмов и полигон разных способов нациестроительства. Это история войн и мятежей, выдающихся героев и печально известных изменников.
Помимо обзора основных вех и особеностей истории стран и народов региона, особое внимание будет уделено "местам памяти", национальным мифологиям, особенностям региональных национализмов, военной и бытовой культуры, национальных характеров и менталитета поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар, украинцев, румын, боснийцев и т. д.
Студенты получат основы знаний по исторической географии региона, научатся работать с библиографическими ресурсами и электронными Интернет-ресурсами по истории региона, будут учится писать курсовую работу и т.д.
Преподаватель - доктор исторических наук, заведующий кафедрой АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ ФИЛЮШКИН.
1 курс 1 семестр
ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА - в этом курсе изучается язык и культура Польши, страны, история которой содержит
много исторических парадоксов. Речь Посполитая "от моря и до моря" сумела создать крупнейшее в Европе многонациональное государство, не став при этом империей, государство, в котором по-соседски жили католики, православные, протестанты и многие другие - как говорили современники, "Если ты не знаешь, какой ты веры - поезжай в Польшу и ты найдешь ее там". Речь Посполитую за свободомыслие называли "Государством без костров". Она дала мировой истории удивительный образец политической демократии - доведенной до абсолюта и в итоге разрушившей эту державу.
У поляков есть книга - "500 великих событий в мировой истории, совершенныхъ поляками". О многих из них будеть рассказано в этом курсе.
Польская культура - это Шопен и Милош, Мицкевич и Матейко, Вайда и Иоанн Павел II.
Зная польский язык, Вы сможете познакомиться с огромным регионом Европы.
В рамках курса Вы получите основы польского языка (изучение которого можно будет продолжить на кафедре на следующих курсах бакалавриата), ознакомитесь с польской культурой, попробуете читать великих польских поэтов и писателей в оригинале.
Преподаватель - кандидат исторических наук, известный полонист, доцент
ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА АРЖАКОВА
1 курс 2 семестрИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - исторические источники - это следы, которые оставляет прошлое. Они зашифрованы и скрыты тяжелой завесой времен.
Расшифровать их, допросить как свидетелей, заставить говорить, проверить их слова на достоверность - это целая наука, которая и называется источниковедение. Собственно историк-профессионал - это историк, овладевший источниковедческими методиками. Без них он не бодее чем эрудит, ходячая энциклопедия той или иной толщины.
В рамках этого курса Вы овладеете основами генетического анализа и исторической герменевтики, узнаете, как противится постмодернистскому вызову и как избежать лингвистического поворота, откроете для себя тайны нарратологии и текстологии, компьютерного анализа источников и формуляра акта, узнаете блекст и нищету исторического позитивизма.
Самые современные методики источниковедения изучаются только на кафедре истории славянских и балканских стран!
В рамках курса также изучаются источники по истории изучаемого региона (польские, чешские, болгарские и т.д.).
Преподаватель - доктор исторических наук (докторская диссертация посвящена проблемам исторической герменевтики средневековых источников), заведующий кафедрой АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ ФИЛЮШКИН
КУЛЬТУРА И ЯЗЫКИ БАЛКАН - "Порховой погреб Европы", регион, из которого выросла Первая мировая война и едва не возникла Третья мировая, цветник всевозможных национализмов, место, где русских до сих пор зовут "братушки" и свято верят, что "русский солдат - освободитель", земля, где каждый народ - и палач, и жертва этнических чисток. Изумительно красивые горы, пронзительная синева Адриатики, дрвение православные храмы Косово и хиджабы албанских женщин - все это Балканы.
В рамках курса Вы ознакомитесь с основными особенностями культуры балканских народов (сербов, хорватов, македонцев, болгар, боснийцев и др.), изучите памятники материальной и духовной культуры.
Также Вы начнете изучение сербо-хорватского языка, основного для балканского региона. В дальнейшем его можно будет продолжить на следующих курсах бакалавриата.
Преподаватель - кандидат филологических наук, филолог-классик, полиглот, доцент ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ВАСИЛИК.СЛАВЯНСКИЙ МИР В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.
В рамках курса будут изучатся основные параметры становления славянской общности, место славян в мировых цивилизациях, история осмысления исторической специфики славянского мира, Slavia Orthodoxa и Slavia Latina, славяне и вызовы геополитики и глобализации, проблема славян и мировых религий (христианства и ислама), формирование наций и национальных государств в Центрально-Восточной Европе и на Балканах: цивилизационная специфика.
Цель курса - формирование у студентов представлений о специфике исторического и культурного развития Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Литвы, Молдавии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории, Чехии как отдельных стран и как органических частей крупных культурно-исторических общностей ("цивилизаций").
Преподаватель - кандидат исторических наук, ответственный секретарь международного научного журнала "Studia Slavica et Balcanica Petropolitana", старший преподаватель ДЕНИС ЕВГЕНЬЕВИЧ АЛИМОВ.
Студенты-бакалавры набора 2013 г. на следующих курсах будут изучать предметы:
НА ВТОРОМ КУРСЕ:
- Феномен Балкан в европейской истории
- Культура славянских народов
- История повседневной жизни славянских народов
НА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ:
- Славянская государственность
- Теория и история наций и национализма в славянском мире
- История войн в славянском мире
- История восстаний, революций и социального протеста в славяно-балканском мире
НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ:
- Историография славяно-балканского региона
- Методология славяноведения
- Национально-освободительные движения в славянских странах в XIX - начале XX вв.
- Славянские страны в мировых войнах XX века
- Авторитарные и тоталитарные режимы в славянских странах в XX веке
- История церкви у славянских народов
- Балканский конфликт в конце XX - начале XXI вв.
- История и генеалогия аристократии Восточной Европы
В рамках СПЕЦКУРСОВ И СПЕЦСЕМИНАРОВ изучаются польский и сербохорватский языки, а также читаются страноведческие курсы и курсы по ключевым проблемам истории региона.
Кафедра этнографии и антропологии
О кафедре этнографии и антропологии
Заведующий кафедрой — Алексей Геннадьевич Новожилов
Телефон — (812) 363-60-00, местный: 6403
Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure
Этнография и антропология – науки тесно связанные между собой на протяжении новейшего периода развития гуманитарного знания. Несмотря на различия в трактовке объекта и предмета этих наук, сегодня они представляют собой двуединое направление исследования человека в его коллективных и индивидуальных проявлениях.
Этнография (от др.-греч. έθνος — «народ» в отношении не говорящих на греческом языке и γράφω — «пишу») первоначально представляла собой сумму описаний культуры неевропейских народов. При этом научная ценность таких описаний определялась, прежде всего, степенью их экзотичности. На протяжении XX века этнография пережила серьёзные трансформации.
В англоязычной литературе под этнографией всё более и более подразумевался полевой метод сбора материалов, причём именно в неевропейских странах и в индейских сообществах Америки. С рубежа XX-XXI веков появляется дополнительное расширение научного поля за счёт исследования этнокультурных процессов в сообществах европейских иммигрантов. Из сказанного видно, что при всем разнообразии предметной области, объект изучения (неевропейские культурные традиции) сохраняется в неизменном виде.
В отечественной науке в первой половине XX века этнография приобрела вид науки о происхождении народов и развитии их традиционной культуры (историческая этнография). А со второй половины этого века приобрела ещё более широкую трактовку, включив этносоциологический, этногеографический и этнолингвистический дискурсы. В этом смысле она стала сближаться с европейской наукой, получившей название антропологии.
Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) зарождалась как наука о дифференциации физических типов человека. Однако на протяжении последних 150 лет её исследовательское поле неизменно расширялось, включая социальные, культурные, экономические и прочие аспекты деятельности людей. Сегодня это обширная дисциплина, претендующая на роль синтетической науки о человеке.
На кафедре этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета проводится обучение студентов по всем направлениям этнографической науки (полевая этнография, историческая этнография, этнографические субдисциплины), а также по физической антропологии и тем разделам социо-культурной антропологии, которые связаны с изучением традиции и традиционных культур.
Учебный план подразумевает изучение следующих блоков: полевая этнография (методика и экспедиции), история этнографического и антропологического знания, историческая этнография народов мира, субдисциплины этнографии и антропологии.
В научном плане большинство членов кафедры занимаются изучением исторической этнографии России (Восточная Европа, Сибирь, Кавказ). Кроме того, на кафедре есть исследователи этнографии зарубежных стран (Белоруссия, Западная Африка, Северо-Запад Америки) и физическая антропология юга Восточной Европы. Кафедра издает периодический сборник статей «Историческая этнография» (вышло 5 выпусков под общим названием «Проблемы археологии и этнографии» и 4 выпуска собственно «Исторической этнографии»).
Кафедра ежегодно организует 2-3 этнографические экспедиции, в ходе которых студенты получают навыки практической полевой работы, собирая уникальную информацию о культуре и образе жизни различных этнолокальных групп населения России и сопредельных стран. В последние годы наиболее частыми были выезды в Псковскую и Тверскую области РФ, Белоруссию, Ненецкий автономный округ.
Материалы собранные в ходе этих работ пополняют этнографический архив полевых материалов кафедры (http://ethnoarchive.ru)
Деятельность кафедры |