• Главная
  • Наука
  • Научные проекты
  • Проект РФФИ № 20-09-00455 «Античные основы современной зрелищной культуры: визуализация и перфоманс в религии и политике»

Проект РФФИ № 20-09-00455 «Античные основы современной зрелищной культуры: визуализация и перфоманс в религии и политике»

Дата публикации:

Срок реализации проекта: 2020 – 2022 гг.

Участники проекта

  • О.В. Кулишова – д.и.н., профессор кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ (руководитель);
  • Л.Г. Печатнова – д.и.н., профессор кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ (исполнитель);
  • А.С. Соловьева – студентка II курса, магистерская программа «Становление современной западной цивилизации» (исполнитель);
  • М.С. Поникаровская – к.и.н., ст. научный сотрудник отдела информационного обеспечения Санкт-Петербургского филиала Архива РАН (исполнитель).

Аннотация проекта

В рамках данного проекта, выполнение которого было начато в 2020 г. на базе Санкт-Петербургского университета при поддержке гранта РФФИ, предполагается исследовать особенности зрелищной культуры в античную эпоху, основные типы зрелищ и их эволюцию, а также роль визуализации и перформанса в политической, религиозной, культурной жизни греко-римского мира. Главными задачами проекта являются:

  • исследовать многообразие видов зрелищ в античном мире, основные черты их организации и эволюцию зрелищ, их восприятие и оценки античным обществом в различные периоды его истории;
  • проанализировать социальный аспект культуры зрелищ и важность этого феномена для характеристики социальной структуры античного мира;
  • рассмотреть основные виды перформанса в политике, религии, культуре античности.

Кроме того, весьма значимым представляется проследить особенности рецепции темы античных зрелищ европейской культурной традицией нового времени и ее интерпретации в современную эпоху.

Итоги 2020 года

Главное внимание было уделено вопросу об истоках зрелищной культуры античного мира, которая уходит своими корнями в глубокую древность и связана с оформлением религиозного обряда. Исследовался такой важный вид религиозных праздников, как панэллинские игры, включавшие различные виды зрелищ, в которые превращались всевозможные религиозные церемонии, – шествия, жертвоприношения и др., а также разнообразные конные, спортивные и музыкальные состязания, наиболее ярко воплощавшие свойственный греческой культуре агональный дух. В центре внимания было сравнение наиболее значимых общегреческих фестивалей – Олимпийских игр, посвященных Зевсу в Олимпии, и Пифийских игр, проводившихся в честь Аполлона в Дельфах (и те, и другие и сейчас имеют непосредственное продолжение, пусть и претерпевшее значительные метаморфозы, – современные Олимпийские и Дельфийские игры): если Олимпийские игры были непререкаемым образцом спортивных агонов, то для развития мусической агонистики такую же роль сыграли Пифийские состязания.

Еще одним существенным направлением исследования была проблема зрелищности как неотъемлемой характеристики политической жизни античности. В политическом перформансе религиозный фактор и визуализация религиозных обрядов также играли большую роль — эта проблема исследовалась на различных примерах общественно-политической жизни Греции в архаическую и классическую эпоху: PR-акциях законодателей, тиранов, политических лидеров афинской демократии, презентации власти спартанских царей, а также организации судебных процессов в Спарте. Большое место в использовании перформативных практик и визуальных символов, в презентации богатства и власти в архаической и классической Греции отводилось «священным дарам» – посвящениям в общегреческие религиозные центры, прежде всего, в Олимпию и Дельфы. В связи с этим аспектом темы был изучен также вопрос о значении посвящений в честь военных побед как средства визуализации исторической памяти, когда «памятник» победы, его визуальный образ оказывается действенным способом формирования исторической памяти как в контексте идеи общеэллинского единства, так и с точки зрения гегемонистских устремлений отдельных греческих общин.

Значительное место отводилось рассмотрению возникшего на рубеже архаической и классической эпох уникального феномена греческого театра. Изучение древнегреческого театра, который воплощает важнейшую форму зрелищной культуры в античном мире, предполагало, прежде всего, обращение к вопросам организации театральных зрелищ и особенностям праздников, которые они сопровождали. Прежде всего, изучались важнейшие «театральные» праздники в Афинах – Великие Дионисии и Ленеи: если Великие Дионисии были для Афин своего рода презентацией в общегреческом и даже международном масштабе, особенно пышным праздником, известным своими трагедиями, посредством которых могли пропагандироваться и распространяться общегреческие мифы в их афинском варианте, что было важной частью идеологической пропаганды в контексте имперской политики Афин, то Ленеи являлись местным афинским праздником, который не предполагал «политической корректности», свойственной Великим Дионисиям, и славился особенно острыми политическими комедиями. Большое внимание, кроме того, было уделено истории изучения театра – как в историографии рубежа XIX–XX вв., так и в науке последних десятилетий, а также его рецепции в современной зрелищной культуре – преимущественно, на театральной сцене и в кинематографе.

Важное место в исследовании по теме проекта занимало изучение особенностей зрелищной культуры Рима, в частности взглядов первых христиан на традиционные для античного мира зрелища: первые церковные писатели относились к ним крайне негативно из-за связи театра с языческой религией, распущенности актеров на сцене и кровопролития гладиаторских боев на арене; кроме того, имело значение и то, что публичные казни христиан – мученичества – часто превращались в зрелища. Были проанализированы и изменения этих взглядов: уже на рубеже II–III в. в церкви во время богослужения появляются элементы перформанса, даже мученики представляли себя актерами «великого театра», аудиторией которого являются не только люди, но и Бог, и все ангелы; в итоге, с окончательной победой христианства, с одной стороны, мы видим исчезновение кровавых гладиаторских боев, а с другой, – начало оправдания ранее запретного театра и появление новых видов зрелищ, например, развернутых церковных богослужений и праздников.

В первый год работы над проектом результаты исследований, проведенных его участниками проекта, были представлены и прошли апробацию на различных научных мероприятиях – международных и всероссийских конференциях и семинарах:

3 марта 2020 г., научный семинар «Античное общество: памяти профессора Эдуарда Давидовича Фролова». СПбГУ, СПб: выступление О.В. Кулишовой с устным докладом «Петр Васильевич Никитин (1849–1916) и его исследования по истории древнегреческого театра».

10 апреля 2020 г., Международная научно-практическая конференция «Homo loquens: Язык и культура. Диалог культур в условиях открытого мира». РХГА, СПб: представление стендовых докладов – О.В. Кулишова «Древнегреческая трагедия и ее сценическое воплощение в Петербурге в начале XX в.»; Л.Г. Печатнова «Спартанский царь Леонид у Геродота и в американском кинематографе», А.С. Соловьева «Античность в кинематографе Италии эпохи Б. Муссолини как элемент фашистской пропаганды».

22–24 июня 2020 г., Международная конференция «Индоевропейское языкознание и классическая филология – XXIV (Чтения памяти И.М. Тронского)». ИЛИ РАН, СПб: выступление О.В. Кулишовой совместно с А. Д. Пантелеевым с устным докладом «Полемика о зрелищах в поздней Римской империи (по данным литературной и агиографической традиции)».

25–26 июня 2020 г., Международная конференция «Универсум платоновской мысли: Платон и риторика». РГПУ, СПб: выступление О.В. Кулишовой совместно с А. Д. Пантелеевым с устным докладом «Христианские мученики в мире Второй софистики: риторика и перформативные практики» на пленарном заседании.

26–31 октября 2020 г., IX Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства». СПбГУ – Государственный Эрмитаж, СПб: выступление О.В. Кулишовой с устным докладом «Дельфийский омфал в литературных описаниях и изобразительном искусстве античного мира: история изучения и проблемы интерпретации».

28–30 октября 2020 г., Всероссийская научная конференция с международным участием «Жебелёвские чтения – XXII». СПб, СПбГУ: выступление О.В. Кулишовой и М.В. Поникаровской с устным докладом «Учителя М. И. Ростовцева в Санкт-Петербургском университете: П. В. Никитин» на пленарном заседании, Л.Г. Печатновой с устным докладом «Участие царя Агесилая в суде над Фебидом», А.С. Соловьевой с устным докладом «Греки и их малоазийские соседи в эпоху архаики и классики: образ лидийцев в греческой литературной традиции».

10-27 ноября 2020 г., Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020». Москва, МГУ: выступление А.С. Соловьевой с устным докладом «Особенности визуализации власти скифских царей: царская атрибутика в свидетельствах Геродота и археологических источниках».

24 декабря 2020 г., Национальная (Всероссийская) конференция по естественным и гуманитарным наукам с международным участием «Наука СПбГУ – 2020». СПб, СПбГУ: представление стендовых докладов – О.В. Кулишова «Панэллинские праздники и их место в зрелищной культуре античного мира», Л.Г. Печатнова «Особенности презентации царской власти в Спарте: значение религиозного перформанса».

25 декабря 2020 г., Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам – «Science SPbU – 2020». СПб, СПбГУ: представление стендовых докладов – О.В. Кулишова «Историческая память военных побед и особенности ее визуализации в древней Греции», Л.Г. Печатнова «Феномен коррупции в Спарте как пример политического перформанса».

В 2020 г. участниками проекта была подготовлена серия научных статей, опубликованных в изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science и Scopus, входящих в список рекомендованных ВАК, а также в РИНЦ:

  1. Печатнова Л.Г. Роль Агесилая в «деле» Сфодрия // Вестник древней истории. 2020. Т. 80, 3. С. 633–653.
  2. Кулишова О.В. Полемика о зрелищах в поздней Римской империи (по данным литературной и агиографической традиции) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. Т. 24, 1. С. 712–723 (совместно с Пантелеевым).
  3. Соловьева А.С. Реформаторская деятельность Солона: регламентация семейных отношений в архаических Афинах // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, 1 (25). С. 7–13.
  4. Соловьева А.С. Античность в кинематографе Италии эпохи Б. Муссолини как элемент фашистской пропаганды // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. 2020. Т. 6, 2. С. 166–173.
  5. Печатнова Л.Г. Спартанский царь Леонид в историческом сочинении Геродота и в американском кинематографе (фильм «300 спартанцев» режиссера Зака Снайдера) // Homo loquens: Язык и культура. Диалог культур в условиях открытого мира. Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции / Сост. и ред. С. В. Киселев и др. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2020. С. 176–181
  6. Соловьева А.С. Восприятие греками лидийцев в архаическое и раннеклассическое время // ΣΧΟΛΗ. 2021. Т. 15, 1. С. 179–190.
  7. Кулишова О.В., Поникаровская М. В. Петр Васильевич Никитин (1849–1916) и его исследования по истории древнегреческого театра // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2020. Вып. 20 (в печати).
  8. Кулишова О.В. Ленейские празднества в Афинах: древнегреческий театр в социокультурном контексте // Вестник древней истории, совместно с С.Г. Карпюком (сдана в редакцию).
  9. Поникаровская М. В. Биография Эсхила: историческая основа и миф // Проблемы истории, филологии, культуры (сдана в редакцию).

Кроме того, были опубликованы тезисы представленных на конференциях докладов:

  1. Кулишова О.В. Дельфийский омфал в литературных описаниях и изобразительном искусстве античного мира: история изучения и проблемы интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2020: Тезисы докладов IX Международной конференции. Санкт-Петербург, 26–31 октября 2020 г. [Электронный ресурс] / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб., 2020.
  2. Кулишова О. В. Христианские мученики в мире Второй софистики: риторика и перформативные практики // XXVIII научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и риторика». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 25–26 июня 2020 г. СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2020. С. 229–232, совместно с А.Д. Пантелеевым.