• Главная
  • Наука
  • Научные проекты
  • Проект РНФ (№21-78-00050) «Александр Македонский в Московском царстве: древнерусские лицевые списки Сербской Александрии»

Проект РНФ (№21-78-00050) «Александр Македонский в Московском царстве: древнерусские лицевые списки Сербской Александрии»

Дата публикации:

Сроки реализации проекта: 2021-2023 гг.

Участники проекта РНФ 21-78-00050:

  • Ф.Н. Веселов — к.и.н., доцент кафедры музеологии Института истории СПбГУ (руководитель);
  • И.С. Руденкова — студентка III курса, бакалаврская программа «Музеология и охран объектов природного и культурного наследия» (исполнитель)

Аннотация проекта

Александр Македонский стал легендой и объектом религиозного поклонения ещё при жизни, а в течение столетий после смерти история покорителя Вселенной будоражила умы запада и востока от римских императоров и византийских базилевсов до королей и полководцев Нового времени. Не остались к ней безучастными и в Древней Руси: Александр Великий появляется на белокаменной резьбе домонгольских соборов, образ царя широко используется в объектах материальной культуры и фольклоре, эсхатологические легенды, связанные с ним, транслируют древнейшие русские летописи. Главным источником, из которого черпались знания об Александре на Руси были переводные версии позднеантичного Романа Псевдо-Каллисфена, самого популярного историко-литературного произведения в Средние века, во множестве версий переведенного почти на три десятка языков, имевшего хождение от Исландии до Монголии. При кажущейся разнородности представлений об Александре у разных народов, от примера трагической безысходности перед лицом судьбы, до благородного шевалье западноевропейских рыцарских романов, все же главное символическое значение фигуры Александра, транслируемое в Романе – это образ мирового правителя, легендарного завоевателя и исследователя вселенной. Именно эта компонента получает особую актуальность в эпоху становления политической идеологии Московского государства.

Здесь стоит заметить, что в эпоху Василия III и Ивана IV самые значимые для русской культуры религиозные и исторические произведения обретают свое иллюстративное оформление, процесс, вершиной которого стало создание грандиозной «исторической энциклопедии» – Лицевого летописного свода. При этом, циклы иллюстраций в древнерусских произведениях крайне важны – они составляют параллельный с текстом подробный пересказ сюжета с помощью сложной символической системы. Количество известных русских лицевых копий Сербской Александрии (14 списков XVII-XIX вв.) позволяет говорить не только о самом факте иллюстрирования, но и о значительной популярности лицевой версии.

Однако, иллюстрированная версия Сербской Александрии до сих пор не становилась объектом самостоятельного изучения. Реализация же данного проекта призвана заполнить эту лакуну в наших знаниях об истории и культуре Древней Руси.

Задачи проекта:

Главной задачей проекта видится изучение возникновения и развития традиции иллюстрирования рукописей Сербской Александрии на Руси. Планируется изучить сохранившиеся на сегодняшний день лицевые списки памятника. Кроме кодексов, содержащих собственно Сербскую версию, в рамках сравнительного анализа будут привлечены 3 списка более старшей Хронографической редакции: два включенных в состав сборников, Лицевого летописного свода и Летописца Еллинского, один - переплетен отдельно. Будет проведен сравнительный анализ миниатюрных циклов и иллюстрированных нарративов, определено старшинство и соотношение лицевых редакций. На основе междисциплинарного подхода, включающего источниковедческое и искусствоведческое исследования, изучение исторического контекста бытования лицевого произведения, предполагается определить время и причины возникновения цикла миниатюр, иллюстрирующих текст.

Кроме того, планируется обследовать библиотеки, архивы и музеи, в которых хранятся известные списки памятника, с целью выявления ещё неизвестных его рукописных копий.

Ожидаемые результаты и научная значимость:

Междисциплинарное по характеру исследование, включающее определение стилистических черт миниатюр, их композиционных сюжетов и сходных в повествовательном плане циклов иллюстраций, соотношения между собой иллюстрируемых текстов, позволит объединить рукописи по условным вариантам лицевого памятника, выявить их старшинство, установить взаимоотношение, наконец, определить редакцию наиболее близкую лицевому протографу памятника и предложить реконструкцию его иллюстративного цикла. Результатом этой работы должна стать наглядная стемма соотношения лицевых списков Сербской Александрии.

Сравнительный анализ широкого круга изобразительных и нарративных источников позволит определить связи между традициями иллюминирования романа на Руси, в Византии, Армении, у южных славян. Таким образом, будет проверена гипотеза, согласно которой, древнерусская традиция иллюстрирования одного из самых популярных произведений средневековой литературы является независимой и самобытной.

Кроме того, в связи с особенностями романа, наполненного повествованиями не только о войнах и сражениях, но содержащем религиозные сюжеты, рассказы о далеких землях и невиданных существах, внимание будет уделено тем лицевым произведениям батального, религиозного, космографического характера, тексты которых влияли на литературную судьбу Сербской Александрии и её изобразительный ряд, или сами испытывали её влияние.

Будет определен и изучен культурный контекст, в котором произведение, в той редакции, в которой оно было проникнуто христианскими мотивами, насыщенно идеями о справедливом царе и земном владыке, стало настолько значимо в конкретной исторической ситуации, что появилась необходимость его иллюстрирования. Результатом подобной работы должно стать определение времени, когда появился лицевой протограф литературного памятника, содержащий богатый иллюстративный цикл.

Таким образом, осуществление проекта, в рамках которого предполагается изучить до сих пор не затронутую в научных трудах традицию иллюстрирования одного из самых популярных исторических литературных произведений средних веков, христианизированного романа о великом полководце и «обладателе Вселенной», должно стать вкладом в историю русской средневековой культуры, формирование общей картины развития древнерусской литературы и искусства.

      Александр во граде Лиюполе,
«Александрия», сер. XVII в.
Дублин, библиотека Честера Битти, W.151, л. 80
(Trustees of the Chester Beatty Library, Dublin)
  Александр и Дариевы послы (верх);
Александр захватывает город Павсания (низ).
«Александрия», XVI в.
Санкт-Петербург, Российская Национальная библиотека,
ОСРК, F.IV.91, л. 27.
  Битва Александра с Пором.
«Александрия», кон. XVII в.
Санкт-Петербург, Российская Национальная библиотека, собр. П.П. Вяземского, Q.108, л. 102 об.