Сроки реализации проекта: 2021-2022 гг.
Что делает средневековых святых и героев актуальными в наше время? Почему у одних стран и регионов более развит культ королей и воинов, у других — культ святых, а у третьих своих святых не было? Когда возникают эти культы? Как они трансформировались и развивались в истории? Через какие изображения и символы были представлены различные модели их почитания? Чтобы ответить на эти вопросы, «проблему необходимо изучить в сравнительно-исторической перспективе», – уверен профессор СПбГУ Александр Ильич Филюшкин. По словам ученого, регион Балтийского моря, где представлены различные формы национальных государств, разные религии и культуры, является наиболее подходящей площадкой для проведения подобных исследований.
Целью международного проекта, исполняемого по гранту Российского научного фонда и Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) № 21-48-04402: «Cвятые и герои: От христианизации к национализму. Символ, Образ, Память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)» является сравнительный анализ ключевых символических фигур национальной и местной идентичности в регионе Балтийского моря.
«Через призму истории религии, – рассказывает руководитель проекта Александр Филюшкин, – земли Восточной Европы и Прибалтики можно определять как территории, на которых в Средние века были реализованы различные модели христианских миссий. В современных исследованиях предлагается изучать феномен христианизации с помощью сетевого подхода. То есть христианизация рассматривается как включение социума и его представителей в социокультурные сети, которые регулируют ритуалы, сценарии поведения, социальные роли, системы ценностей и мотиваций, ментальные и этические фреймы. В нашем случае ориентирами для установки этих норм выступают христианские духовные, этические, культурные идеалы. Эти идеалы, помимо текстов и образов Св. Писания, учительной и церковно-служебной литературы воплощаются в образах святых. Облик святости и механизмы ее формирования выступают индикаторами более обширных и значимых социально-политических и культурных процессов.»
В течение первого года реализации проекта исследовательский коллектив сосредоточил внимание на выявлении и учете посвящений церквей и случаев почитания того или иного персонажа в качестве патрона. В поле зрения попали городские и сельские приходские церкви, храмы монастырей и монашеских орденов, построенные на территории Северо-Западной Руси (Новгородская, Псковская, Смоленская земли), Великого княжества Литовского (Гродненская, Ковенская, Виленская, Полоцкая, Витебская, Смоленская земли), Прибалтики (Пруссия и Ливония) в X–XIV веках. Информационный массив заносится в реляционную базу данных и дает представление о специфике распространения культов святых и героев. С результатами этой работы можно познакомиться на сайте.
На первом этапе в научный коллектив входили: профессор СПбГУ Александр Ильич Филюшкин (руководитель проекта с российской стороны), профессор СПбГУ Марианна Михайловна Шахнович, профессор, директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Роман Александрович Соколов, доцент СПбГУ Дмитрий Иванович Вебер, доцент Университета Восточной Финляндии; пожизненный член, Клэр Холл, Кембриджский университет (Великобритания) Кати Мари Йоханна Парппей (Parppei, Kati Mari Johanna), профессор Университета Тарту (Эстония) Анти Селарт, научные сотрудники СПбГУ Ирина Николаевна Смирнова, Виктор Ильич Короневский, Татьяна Дмитриевна Медведева, профессор Университета Грайсфальда Корделия Хесс (Cordelia Heß) (руководитель проекта с немецкой стороны), сотрудник Университета Грайсфальда Густавс Стренга (Gustavs Strenga).