• Главная
  • Наука
  • Научные проекты
  • Проект РФФИ № 21–011–44180 «Политическое измерение раннехристианской агиографической литературы»

Проект РФФИ № 21–011–44180 «Политическое измерение раннехристианской агиографической литературы»

Дата изменения

Срок реализации проекта: 2021 – 2023 гг.

Участники проекта

  • А. Д. Пантелеев – к.и.н., доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ (руководитель);
  • А. В. Каргальцев – к.и.н., научный сотрудник Института истории СПбГУ (исполнитель);
  • А. В. Васильев – к.и.н., доцент кафедры истории древней Греции и Рима Института истории СПбГУ (исполнитель);
  • А. Л. Мамонтов – к.и.н., младший научный сотрудник Института истории СПбГУ (исполнитель);

О проекте

В фокусе исследования находится традиционная проблема взаимоотношений Церкви и римского государства, но для ее решения применяются нетрадиционные методы и подходы. Дело в том, что в последние годы все большее внимание историков привлекает вопрос о том, как в первые века отдельные индивидуумы и целые группы явно или скрыто противостояли Римской империи. Хотя владычество римлян принесло стабильность и экономическое благополучие, не все ее жители, особенно на Востоке, были готовы платить за эти блага независимостью, свободой слова, а иногда и отказом от своей идентичности. В центре внимания ученых оказываются греческие риторы-софисты, популярные философы-киники (так называемые александрийские мученики), иудейские интеллектуалы, наконец, христиане, иной раз не скрывавшие свои радикальные взгляды. Ученые изучают не только открытые выступления против римской власти вроде иудейских восстаний, но и перформативные практики и литературные сочинения, где можно увидеть полемику с римской идеологией и культурой. Целью данного проекта ставится продемонстрировать скрытый протестный потенциал раннехристианской агиографической литературы II–IV вв. по отношению к Риму, его потестарным и социальным структурам, и изучить эволюцию отношения к римским властям и самой Империи в этих текстах.

Перерождение Римской республики в империю привело к формированию системы, которая должна была более чутко реагировать на социально-экономические и идеологические нужды жителей провинций. Как уже было сказано, ситуация с положением провинциалов в целом улучшилась, но были и те, кто неоднозначно относился к господству римлян. Во-первых, это греческие интеллектуалы — риторы-софисты и философы, во-вторых, иудеи. Первые демонстрировали преимущество эллинской культурной традиции над римской, вторые, опираясь на Писание, претендовали на монопольное обладание истиной, недоступной кому бы то ни было из язычников. Импульс к противостоянию исходил изнутри этих групп. Позже к этим «культурным войнам» присоединились христиане, критикующие и эллинов-язычников, и иудеев; у них это стало во многом реакцией на гонения на Церковь. Апологеты критиковали греческие мифы и обряды, а шире, и всю античную культуру, но иногда у них прорывались заявления, которые римские магистраты могли рассматривать как политические, например, притязания на то, что христиане были особой политией мудрых и благочестивых людей, преданных истинной философии (четче всего эта мысль выражена у Татиана), отказ от почитания культа императора, оречение от римской идентичности в пользу христианской. Эта идея «государства внутри государства», как мы полагаем, в первые века нашла отражение не только в апологетической, но и в агиографической литературе.

В настоящее время существует около тридцати мученичеств, практически единодушно признаваемых учеными подлинными сочинениями II — нач. IV в. Традиционно они рассматривались как тексты, написанные для прославления твердости христиан, готовых умереть за свою веру, и для сохранения памяти о них. Нас интересует отношение авторов/редакторов и героев этих сочинений к существовавшей системе социальных отношений в целом и к Римской империи в частности. В мученичествах II–IV вв. магистраты во время судебного процесса часто проявляли подобие симпатии к верующим, уговаривая их отступиться и сохранить жизнь, или даже пытались прийти к какому-нибудь компромиссу, который позволил бы мученику выполнить требования властей, не переступая через свои идеалы. Мы видим это в «Мученичестве Поликарпа», «Актах Юстина», «Мученичестве Аполлония», «Актах Киприана», «Страстях Юлия». Диалог подсудимых и судей, иногда людей одного круга, был столкновением не садиста-наместника и добродетельного христианина, а двух систем, римского государства и Церкви. То, что римляне формально побеждали в нем, приговаривая к смерти мучеников, но терпели символическое поражение, означало крах правосудия и стоявшей за ним идеологии. Позже, уже после победы христианства, появляется тенденция изображать гонителей как жестоких палачей, нарушающих законы и явно недостойных своих должностей, только они ответственны за происходившие зверства, осуждаются именно эти люди, а не государство в целом. Но критике подвергалась не только государственная машина: в центре повествования часто оказываются женщины и рабы, ранее находившиеся на периферии практически любого нарратива, и их доблесть приравнивалась к мужской, а иногда и превосходила ее («Мученичество Перпетуи», «Послание о Лионских мучениках», рассказ о Потамиене и Василиде у Евсевия в «Церковной истории»). Такой взгляд, ставя под сомнение существующую социальную структуру общества, конструировал новую идентичность, в рамках которой перед лицом Бога оказывались равны мужчины и женщины, рабы и свободные, а мирская власть римлян оказывалась вынесенной за скобки. Казнь мучеников, которая должна была их унизить, превращалась в торжество верующих, что нарушало установленный ритуал поддержания римского порядка. Осужденный христианин нарушал привычное течение событий, он приветствовал пытки, радовался смерти и руководил своей казнью. Наконец, тексты мученичеств типологически схожи с acta Alexandrinorum, записями о суде и казни философов-киников, критиковавших Рим. Особо отметим, что некоторые тексты могут обладать особой ценностью как потенциальные источники информации о придворных интригах («Мученичество Аполлония») или особенностях посещения императором провинциальных городов («Страсти Юлия»). Ранее эти предположения, насколько нам известно, не высказывались. С приходом к власти Константина Великого христианство перестало быть гонимой религией, но подобное отношение к социальной и политической реальности можно встретить в североафриканских текстах, относящихся к донатистскому расколу (IV–V вв.).

Результатом работы над проектом станет серия научных статей и докладов, которые лягут в основу коллективной монографии «Политическое измерение раннехристианской агиографической литературы».


Иллюстрации: 

21 011 44180 il1      

Г. И. Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876–1877. Национальный музей, Краков, Польша.

21 011 44180 il2   Ж.-Л. Жером. Последняя молитва христианских мучеников. 1883 г.
Художественный музей Уолтерса, Маунт-Вернон, Балтимор, Мэриленд, США.
21 011 44180 il3   Глиняный светильник со сценой damnatio ad bestias. Италия, II–III в. н.э.