Должность: доцент
Степень: кандидат искусствоведения
Звание: доцент
  a.belonenko@spbu.ru
список публикаций

Александр Сергеевич Белоненко (род. 1946)  –  музыковед, исследователь истории музыки, музыкально-общественный деятель. Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, президент Национального Свиридовского фонда, директор Свиридовского института, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат премии мэра Санкт-Петербурга. В 1970 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, а в 1974-м – аспирантуру при ней. Его научными руководителями в аспирантуре были выдающиеся учёные – крупнейший в мире музыкальный медиевист, знаток крюкового письма, доктор искусствоведения, профессор М. В. Бражников и музыкальный эстетик, социолог, историк русской музыки доктор искусствоведения, профессор А. Н. Сохор.  С 1975 по 1985 годы Белоненко – научный сотрудник сектора музыки НИО Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. В 1985 году он перешёл на работу в Ленинградскую консерваторию, был заведующим кафедрой истории русской музыки, а с 1986 по 1999 годы – проректором по научной работе.

Огромную роль в биографии Белоненко, формировании его научных интересов, художественных вкусов, наконец, в его становлении как музыканта сыграл факт длительного, тесного общения с композитором Г. В. Свиридовым. Первоначально чисто родственные отношения, а затем и профессиональные интересы способствовали тесному сближению, которое переросло в сотрудничество. Богатый опыт личных наблюдений, продолжительные беседы с композитором, прослушивание музыки в авторском исполнении, присутствие на репетициях и записях стали высшими университетами в жизни музыковеда. Все это, в конечном счете, определило главную тему его творчества.

К свиридовской теме Белоненко пришёл не сразу. Первая его книга была посвящена творчеству Георга Фридриха Генделя. Она была написана еще в годы обучения в консерватории и вышла в свет в 1971 г. Первые шаги в науке  были связаны с изучением истории русского церковного пения. Этой теме посвящены его кандидатская диссертация, успешно защищенная им в 1983 году по теме «История отечественной мысли о древнерусском певческом ис­кусстве», составленные им сборники «Проблемы истории и теории древнерусской музыки» (Л., 1979), «Проблемы русской музыкальной текстологии» (Л, 1983), «Проблемы русской хоровой музыки XVI—XIII веков» (М., 1986), публикация (совместно с другими исследователями) крупного памятника славянской мысли – Трактата о музыке Юрия Крижанича, ряд статей в различных изданиях.

Много сил и времени Белоненко отдал организаторской работе.  Он был одним из создателей музыкального фестиваля «Невские хоровые ассамблеи»  –  на фестивале в начале 1980-х годов в Ленинграде вновь зазвучали духовно-музыкальные произведения русских композиторов, долгое время запрещавшихся к исполнению. В рамках фестиваля «Невские хоровые ассамблеи»  в 1988 году Белоненко сумел организовать и провести в Ленинграде, совместно с фондом Славянской письменности и культуры, праздничные мероприятия, посвященные тысячелетию принятия Христианства на Руси.

С 1985 года Белоненко бессменно читает курс истории современной музыки. С его лекциями знакомы студенты Петербургской государственной консерватории, Российской академии балета им. А. Я. Вагановой, Российской академии им. Гнесиных, Курского государственного университета, Краснодарского университета культуры и искусства. С докладами и циклами лекций по современной русской музыке он выступал не только в отечественных вузах, но и за рубежом, в университетах и высших школах музыки США, Германии, Швеции, Южной Кореи, Украины. В СПбГУ А.С. Белоненко читает курс истории западно-европейской музыки от X века и до наших дней.    

Лишь с обретением жизненного и профессионального опыта главной темой и главной сферой научной деятельности Белоненко становится изучение творческого наследия Свиридова. Уже в ранних статьях, посвященных композитору, исследователю удалось убедительно доказать, что корневым истоком творчества нашего великого соотечественника является его православное миросозерцание. Этой теме посвящена статья «Метаморфоз традиций» (1980), ставшая  первым опытом  мировоззренческого толкования  известного произведения Свиридова – Трех хоров из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Крупным вкладом в отечественную культуру стала  публикация «Разных записей» Г. В. Свиридова – ярчайшего памятника русской общественной мысли конца XX столетия.  Вобравшая в себя часть литературного наследия композитора, книга «Музыка как судьба» (М.: Молодая гвардия, 2002) стала заметным событием нашей культуры. Она получила высокую оценку у широкой общественности, в 2002 году она была объявлена «книгой года».

За прошедшее десятилетие А. С. Белоненко была проведена большая источниковедческая и музыкально-текстологическая работа. Им впервые составлен полный список музыкальных произведений Г.В. Свиридова (см. Георгий Свиридов. Полный список произведений (Нотографический справочник)/Сост. А. Белоненко – М.; СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001). Работа по восстановлению нотных текстов неизданных произведений композитора принесла заметные результаты. В культурный обиход удалось вернуть  такие произведения Г.В. Свиридова как  его Сонату для фортепиано (1940) и Симфонию для струнных (1940), фортепианный квинтете (1945) и струнный квартет (1946), кантаты «Светлый гость» на слова С. Есенина для солистов, хора и оркестра (1962) и «Петербург» на слова А. Блока для баса, хора и симфонического оркестра (1973), монолог для баса, группы басов и оркестра «Гробница Кутузова» на слова А.С. Пушкина и др.  

Главным делом последних лет стала работа по подготовке и изданию Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова, предпринятое Национальным Свиридовским фондом совместно со Свиридовским институтом. Издание началось с публикации XXI тома, в который вошло выдающееся произведение русского духовного песнетворчества – хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (1980 – 1997). Белоненко провел значительную научную подготовку и буквально восстановил этот памятник по найденному им авторскому композиционному плану и по черновым рукописям.

Эту фундаментальную научно-реставраторскую работу высоко оценил покойный Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ, благословив этот труд своим первосвятительским словом. Отметив, что XXI том «заслуживает самого внимательного отношения со стороны наших соотечественников»,  Его Святейшество дал следующую оценку цикла «Песнопения и молитвы» и его автору: «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». 

В 2002 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин поблагодарил А. С. Белоненко за его работу, отметив, что «творчество Г. В. Свиридова является национальным достоянием». 

Недавно по случаю дарения партитуры и аудиодиска с записью «Песнопений и молитв» Его Святейшеству Папе Римскому БЕНЕДИКТУ XVI А.С. Белоненко получил письмо от государственного секретаря Ватикана архиепископа Фернандо Филони. «Дорогой д-р Белоненко, – пишет  Его Высокопреосвященство, – мне было дано поручение Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI поблагодарить Вас за Ваше доброе письмо и прекрасный подарок – компакт-диск и музыкальную партитуру. Он ценит Ваш вдумчивый жест и чувства, которые вызвали его. Его Святейшество будет помнить Вас и работу Института в его молитвах. На Вас и Ваших близких он призывает изобилие Божьего благословения» (Государственный секретариат. Первая секция. Общие дела. Номер 124.869. Из Ватикана, 29 сентября 2009 г.).

В 2002–2008 годах в свет было выпущено семь томов Полного собрания сочинений  Г.В. Свиридова. Указом Президента РФ от 19 февраля 2003 года А. С. Белоненко награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Русская православная церковь также оценила его научную и просветительскую деятельность. В благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви он был награжден в 2000 и 2003 годах памятными грамотами Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. В 2004 году Белоненко был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.


Кафедра истории западноевропейской и русской культуры