РНФ поддержал проекты молодых ученых-историков СПбГУ

Дата публикации:

Подведены итоги конкурсов «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Три исследования историков СПбГУ получили поддержку: проект «Антропология власти во французской повседневной культуре второй половины XVIII века», руководитель канд. ист. наук Таисия Максимовна Демичева, «Иностранные закупки как фактор решения транспортных проблем позднеимперской России: опыт Первой мировой войны», руководитель канд. ист. наук Николай Иванович Богомазов и «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга как инструмент конструирования национальной памяти», руководитель канд. ист. наук Д. А. Сосницкий.

В поле исследования Таисии Демичевой (проект РНФ 22-78-00106) попадут две группы источников повседневной культуры: изобразительные источники (настольные игры, игральные карты времен Французской революции, ежегодные альманахи второй половины XVIII века) и песенный нарратив. На основе их анализа исследователь планирует изучить феномен антропологии власти во французской повседневной культуре второй половины XVIII века и создать концепцию взаимоотношения власти и общества во Франции, что позволит по-новому взглянуть на исторические алгоритмы развития обществ западной цивилизации.

Проект Николая Богомазова (грант РНФ 22-78-10036) посвящен изучению закупок Россией транспортных средств и материалов за границей для нужд фронта и тыла в условиях Первой мировой войны. С осени 1914 года стало ясно, что отечественные производители не состоянии в полном объеме выполнить заказы российских фронтовых и тыловых железных дорог. Не только расширение железнодорожной сети, но даже ремонт уже построенных дорог становился невозможен без закупок за рубежом рельс, скреплений, стрелочных переводов и т.д. В номенклатуру заказываемых за рубежом товаров включаются не только материалы для железных дорог, но также для автотранспорта, авиации, флота. Важной составляющей являлась логистика транспортных грузов. В отличие от, например, оружейных заказов, некоторые виды транспортных поставок могли следовать своим ходом (локомотивы, вагоны и др.), а некоторые (например, моторы) требовали особых, почти уникальных условий перевозки через всю Россию. Главная цель проекта состоит в выяснении, насколько иностранные закупки соответствовали потребностям российского транспорта, насколько российские транспортные заказы были выполнены иностранными исполнителями и насколько зарубежные заказы могли покрыть и действительно покрыли нужды российской транспортной системы.

Основной задачей проекта Дмитрий Сосницкий ставит исследование городской монументальной скульптуры Санкт-Петербурга и ее роли в конструировании массовых представлений об истории России и города. Исследователь планирует выявить монументы, запечатлевшие определенные события и героев отечественной истории, и установить закономерности в формировании облика городской скульптуры в зависимости от государственного или социального заказа, отражения коллективного исторического сознания и культурной памяти.

См. также: