Заведующий кафедрой — Евгений Валентинович Ходаковский
Телефон — (812) 363-60-00, местный: 6415
Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure
«Родословная» кафедры истории западноевропейского искусства1 восходит к императорскому указу 1863 г., в соответствии с которым в университетские программы вводились лекции по истории искусства. Первую такую лекцию в 1874 г. прочел Адриан Викторович Прахов (1846-1916), в последующем серьезно занимавшийся изучением древнерусского изобразительного искусства и художественной критикой, но читавший лекционный курс по искусству античности и Древнего Египта. По традиции тех десятилетий, свойственной как отечественному образованию, так и зарубежному и идущей еще от классицистических вкусов, в учебных курсах освещалась главным образом история древнего искусства.
С 1888 г. на кафедре начинает преподавательскую деятельность Никодим Павлович Кондаков (1844-1925), византинист с мировым именем, до своего поступления на службу в Санкт-Петербургский университет уже преподававший семнадцать лет в Новороссийском университете в Одессе. Кроме византийского искусства Н.П. Кондаков занимался также изучением древнерусского искусства, отдавая предпочтение ранним векам его существования. При Н.П. Кондакове на кафедре превалировала восточная тематика. Западноевропейская проблематика в основном замыкалась в рамках научной работы сотрудников Эрмитажа. Но постепенно картина изменялась.
После ухода в 1897 г. Н.П. Кондакова с должности профессора кафедры туда в 1903 г. пришел его ученик Дмитрий Власьевич Айналов (1862-1939), занимавшийся изучением византийского и древнерусского искусства. Как явствует из его автобиографии2, в дореволюционные годы его неоднократно командировывали за границу (1905, 1907, 1909, 1911, 1914) для изучения «романо-готического искусства» и искусства итальянского Ренессанса (результатом поездок стал курс лекций по средневековому искусству, изданный студентами в 1909 г., статьи по искусству Возрождения и исследования по старонемецкой живописи). Таким образом, с приходом Д.В. Айналова западноевропейская тематика широко вошла в лекционную и научную работу кафедры истории искусства.
Практически одновременно с Д.В. Айналовым на кафедре работали крупные специалисты по искусству античности — сотрудники Эрмитажа Оскар Фердинандович Вальдгауэр (1883-1935, на кафедре с 1913) и Борис Владимирович Фармаковский (1870-1928). Учившийся в Мюнхене О.Ф. Вальдгауэр — ученик Адольфа Фуртвенглера (1853-1907) — был представителем западной традиции искусствоведения, опиравшейся на художественно-стилистический анализ, Б.В. Фармаковский представлял социологический подход. Оба известны крупными трудами по античному искусству. Античность, в XIX в. еще считавшаяся вневременной художественной нормой и эталоном, на рубеже XIX-XX вв. осознается как начальная ступень европейского художественного развития.
В 1920-е — 1930-е годы кафедра истории искусства неоднократно меняла свое название, существуя (а некоторое время и вовсе не существуя) в рамках факультета общественных наук, в который был реорганизован историко-филологический факультет. С 1934 г. кафедра перестала быть выпускающей. Но с 1939 г. кафедра, на этот раз, искусствоведения была восстановлена на тоже восстановленном филологическом факультете3. После возвращения университета из эвакуации в 1944 г. кафедра истории искусства была переведена на созданный еще в 1934 г. исторический факультет и реорганизована в отделение.
С 1945 до начала 1950-х гг. отделение существовало в виде двух кафедр западноевропейского и русского искусства, впоследствии объединенных. Заведующим отделением истории искусства, а позже и кафедры западноевропейского искусства был Иеремия Исаевич Иоффе (1888-1947), представитель синтетического метода в искусствознании, ратовавший за изучение искусства в его взаимодействии с другими областями культурной жизни: литературой, театром, философией. Разрабатывалась восточная проблематика (Н.Д. Флиттнер, М.Э. Матье). Кроме самого И.И. Иоффе, который был «энциклопедистом», западноевропейской тематикой на кафедре занимался Николай Николаевич Пунин (1888-1953), подготовивший учебник по истории западноевропейского искусства (История западноевропейского искусства. Под ред. Н.Н. Пунина. Л., 1938. Л. -М., 1940). Н.Н. Пунин симпатизировал русскому авангарду начала XX в., изучал творчество Андрея Рублева и Александра Иванова. В западноевропейском искусстве его научные пристрастия были на стороне импрессионистов и постимпрессионистов. Но в связи с компанией против космополитизма в 1949 г. он был уволен с кафедры и приговорен к ссылке, где и умер.
Специалистами по западноевропейскому искусству при И.И. Иоффе были М.В. Доброклонский, В.Ф. Левинсон-Лессинг, совмещавшие преподавание в университете с работой в Эрмитаже.
Теперь кажется не случайным, что в годы борьбы с космополитизмом (1946-1953), вскоре после скоропостижной смерти И.И. Иоффе в 1947 г., в 1949 г. (в 1947-1949 заведующим был М.В. Доброклонский) кафедру истории искусства, созданную на базе упраздненных кафедр истории русского и истории западноевропейского искусства, возглавил именно специалист по русскому искусству Михаил Константинович Каргер (1903-1976). Однако несмотря на «восточные» интересы заведующего, занимавшегося изучением древнерусской архитектуры, на кафедре читались и курсы по западноевропейскому искусству. Хрущевская «оттепель» способствовала расширению этих курсов. Т.П. Знамеровская (1912-1977) читала курсы по искусству средних веков, Возрождения, теории искусства4. Занималась изучением искусства Возрождения, издала книги «Андреа Мантенья — художник североитальянского кватроченто». Л., 1961, «Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо». Л., 1975; статьи, посвященные творчеству Леонардо да Винчи. Много сил отдала изучению искусства Испании XVII в. Вышли ее монографии «Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства». Л., 1955 (переиздания «Хусепе Рибера». М., 1981, 1982), «Веласкес». М., 1979. Серьезно изучала и искусство Италии XVII в. («Микельанджело да Караваджо. 1573-1610. М., «Искусство», 1955, 139 с.) вспомним ее книги о Караваджо, «Неаполитанская живопись первой половины XVII в.» М., Искусство, 1979, 131 с.). Татьяна Петровна Знамеровская писала и по вопросам теории искусства. Ее курсы после ее ухода с кафедры перешли к ее ученице Елене Олеговне Вагановой, занимавшейся изучением проблематики испанского искусства эпохи Возрождения и XVII в., и написавшей книгу о Мурильо («Мурильо и его время». М., 1988).
Проблематикой французского реалистического искусства XIX в. занималась Н.Н. Калитина, пришедшая на кафедру в 1951 г. и в первые годы своей преподавательской деятельности еще вынужденная читать курсы по истории русского искусства5.
В 1973 г. заведующей кафедрой истории искусства стала Н.Н. Калитина. Нина Николаевна Калитина (1926-2018) — доктор искусствоведения, профессор, почетный профессор СПбГУ (2011), одна из крупнейших отечественных специалистов по западноевропейскому искусству Нового и Новейшего времени. Ее перу принадлежат монографии по истории французского искусства (среди них «Французская пейзажная живопись. 1870–1970. Л.: Искусство, 1972; «Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков». Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990; «Французский портрет XIX века». Л.: Искусство, 1986) и больше сотни научных статей по различным проблемам западноевропейского искусства XVIII-XX вв. Среди её учеников такие известные исследователи, как Е.Ю. Андреева, И.Д. Чечот, И.И. Карлов, А.В. Рыков, Б.И. Асварищ, Е.В. Васильева, М.А. Чернышева и др. Под её руководством защищено 18 диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.
На кафедре существовало два ядра: тех, кто занимался изучением русского и советского искусства (В.А. Булкин, Т.В. Ильина, М.Ю. Евсевьев, О.В. Немиро, Ю.М. Денисов) и тех, кто занимался западноевропейской проблематикой (Н.Н. Калитина, Т.П. Знамеровская, Е.О. Ваганова, И.Д. Чечот). Но при этом западная тема зачастую не оставалась без внимания специалистов по русскому искусству. Валентин Александрович Булкин (1937-2016) посвятил свою диссертацию проблеме русско-европейских художественных связей: «Итальянизмы в древнерусском зодчестве XVI в.» Л., 1975. Юрий Михайлович Денисов (1925-2001) читал курсы как по истории русской и советской архитектуры, так и блистательные курсы по истории западноевропейской архитектуры. Сама Татьяна Валериановна Ильина тоже много занималась проблемой художественных связей русского искусства XVIII в. и западноевропейского.
В 1996 г. заведующей кафедрой стала Татьяна Валериановна Ильина (1934-2020). Расширяется преподавательский состав кафедры. В эти годы на кафедре активно продолжает разрабатываться и западноевропейская проблематика. Кафедра продолжает выпускать сборники трудов «Вопросы отечественного и зарубежного искусства», сборник статей по итогам Пунинских чтений. Западноевропейская проблематика занимает в них видное место.
В 2006 кафедра истории искусства разделилась на две кафедры истории русского и истории западноевропейского искусства. Это деление способствовало росту научной специализации. На русской кафедре стала активно разрабатываться византийская и вообще восточноевропейская проблематика. На западноевропейской — как, собственно, западноеропейская, так и американская. Причем на кафедре широко представлены специалисты по национальным видам искусства: Голландии, Германии, Англии, Франции, Италии, Испании, американскому искусству.
С 2006 до 2012 г. исполняющим обязанности заведующего, а затем заведующим кафедрой истории западноевропейского искусства был доктор искусствоведения Юрий Алексеевич Тарасов, специалист по голландскому и немецкому искусству. Ю.А. Тарасов — автор монографий «Голландский пейзаж XVII в.» (М., 1983), «Голландский натюрморт XVII в.» (СПб, 2004), «Из истории немецкого романтизма. Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге» (СПб, 2006). Под его руководством защитилось восемь кандидатов искусствоведения, в частности А.А. Дмитриева, М.А. Костыря, Е.В. Ходаковский, А.В. Морозова.
В 2012 г. заведующим кафедрой истории западноевропейского искусства стала доктор искусствоведения А.А. Дмитриева — специалист по западноевропейскому средневековому искусству и искусству Нового времени, в частности по голландскому искусству XVII в. Ее перу принадлежат книги «Бытовой жанр в творчестве Яна Вермера и делфтской живописи середины — второй половины XVII в.» (2011 г.), «Рыцарская культура феодального замка» (2016 г.), «История европейской фортификации» (2016 г.).
В 2017 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой истории западноевропейского искусства стал доктор исторических наук, профессор Роман Александрович Соколов, возглавлявший кафедру до 2020 г., ныне он — проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В 2021 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой истории западноевропейского искусства стал Евгений Валентинович Ходаковский — доктор искусствоведения, специалист как по деревянному зодчеству Русского Севера, так и по западноевропейскому искусству XIX в. Он — автор таких книг западноевропейской тематики, как «Итальянская живопись XIII-XX веков» (СПб, «Аврора», 2002), «Немецкая живопись» (СПб, «Аврора», 2004), «Каспар Давид Фридрих и архитектура» (СПб, «Дмитрий Буланин», 2003).
В настоящее время на кафедре работают: доктор философских наук, канд. искусствоведения, профессор Рыков А.В.; доктор культурологии, канд. искусствоведения, доцент Морозова А.В.; доктор искусствоведения, доцент Дмитриева А.А.; канд. искусствоведения, доцент Костыря М.А.; канд. искусствоведения, ст.преп. Прикладова М.А.; канд. искусствоведения, ст.преп. Мартынова Д.О. На кафедре разрабатываются в частности такие научные темы, как история западноевропейского и американского искусства и дизайна XX-XXI вв. (А.В. Рыков), история итальянского и североевропейского искусства эпохи Возрождения и Нового времени (М.А. Костыря, А.А. Дмитриева), история голландского искусства XVII в. (М.А. Костыря, А.А. Дмитриева), история средневекового искусства Западной Европы (А.А. Дмитриева), история испанского искусства (А.В. Морозова, М.А. Прикладова).
Текст к публикации подготовлен А.В. Морозовой, март 2024 г.