О кафедре истории Древней Греции и Рима

Содержание материала

Заведующий кафедрой — Олег Юрьевич Климов

Телефон — (812) 363-60-00, местный: 6413

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Кафедра истории древней Греции и Рима — первая, по хронологии изучаемого предмета, в ряду кафедр всеобщей истории. Понятие всеобщей истории традиционно противополагается понятию отечественной, русской истории. Столь же традиционно и внутреннее подразделение всеобщей истории на древнюю, или античную, средневековую (вместе с Византией) и новую. Античная история (от латинского antiquus – "древний") — это и есть история древней Греции и Рима, составляющая первый цикл европейской цивилизации, от II тыс. до н.э. по конец V в.н.э. В этом смысле античная история противопоставляется всей последующей европейской истории, средневековой и новой вместе, как следующему циклу, простирающемуся уже до наших дней.

Античная цивилизация обладала своим неповторимым качеством. Собственно, это был первый опыт европейских народов в построении цивилизованного общества, опирающегося на города, организованного в государства и развивающего совершенную письменную культуру. Однако построение цивилизованного общества древними греками и римлянами было совершено форсированным образом, за счет широкого использования во всех сферах производства чужеземных рабов. Благодаря этому собственное население греческих и римских городов оказалось в значительной степени избавленным от тягот грубого физического труда. Пользуясь всеми политическими и гражданскими правами, обладая достаточными материальными средствами и необходимым досугом, свободные греки и римляне смогли активно заниматься политикой, искусством и наукой, что привело к невиданному творческому подъему, выразившемуся в разнообразии опробованных политических форм (в том числе и демократии), в выработке фундаментальных социальных и правовых понятий (патриотизма, гражданства, свободы слова и равенства граждан перед законом и пр.), в расцвете гармоничной архитектуры и изобразительного искусства, высокохудожественной литературы и театра, наконец, полнокровного историописания и изощренной философии.

Благодаря всем этим культурным свершениям за античностью, начиная с эпохи европейского Возрождения, закрепилось значение нормы. Достижения античной цивилизации стали считаться классическими и их изучение было положено в основу новой европейской образованности. В России со времен преобразований Петра Великого изучение античной истории, греко-римской словесности и искусства стало важным элементом новой, западноориентированной классицистической культуры и учености. Особых успехов русское антиковедение (как обычно называют весь комплекс наук об античности) добилось в XIX - начале XX в. Это было связано с широким развитием гуманитарного университетского образования, а пальма первенства в этом отношении по-справедливости принадлежала Петербургскому университету, где сложилась первая национальная школа антиковедения, ставшая основой более широкого научного направления, за которым закрепилось название Петербургской исторической школы.