Кафедра истории древней Греции и Рима - первая, по хронологии изучаемого предмета, в ряду кафедр всеобщей истории. Понятие всеобщей истории традиционно противополагается понятию отечественной, русской истории. Столь же традиционно и внутреннее подразделение всеобщей истории на древнюю, или античную, средневековую (вместе с Византией) и новую. Античная история (от латинского antiquus - "древний") - это и есть история древней Греции и Рима, составляющая первый цикл европейской цивилизации, от II тыс. до н.э. по конец V в.н.э. В этом смысле античная история противопоставляется всей последующей европейской истории, средневековой и новой вместе, как следующему циклу, простирающемуся уже до наших дней.

Античная цивилизация обладала своим неповторимым качеством. Собственно, это был первый опыт европейских народов в построении цивилизованного общества, опирающегося на города, организованного в государства и развивающего совершенную письменную культуру. Однако построение цивилизованного общества древними греками и римлянами было совершено форсированным образом, за счет широкого использования во всех сферах производства чужеземных рабов. Благодаря этому собственное население греческих и римских городов оказалось в значительной степени избавленным от тягот грубого физического труда. Пользуясь всеми политическими и гражданскими правами, обладая достаточными материальными средствами и необходимым досугом, свободные греки и римляне смогли активно заниматься политикой, искусством и наукой, что привело к невиданному творческому подъему, выразившемуся в разнообразии опробованных политических форм (в том числе и демократии), в выработке фундаментальных социальных и правовых понятий (патриотизма, гражданства, свободы слова и равенства граждан перед законом и пр.), в расцвете гармоничной архитектуры и изобразительного искусства, высокохудожественной литературы и театра, наконец, полнокровного историописания и изощренной философии.

Благодаря всем этим культурным свершениям за античностью, начиная с эпохи европейского Возрождения, закрепилось значение нормы. Достижения античной цивилизации стали считаться классическими и их изучение было положено в основу новой европейской образованности. В России со времен преобразований Петра Великого изучение античной истории, греко-римской словесности и искусства стало важным элементом новой, западноориентированной классицистической культуры и учености. Особых успехов русское антиковедение (как обычно называют весь комплекс наук об античности) добилось в XIX - начале XX в. Это было связано с широким развитием гуманитарного университетского образования, а пальма первенства в этом отношении по-справедливости принадлежала Петербургскому университету, где сложилась первая национальная школа антиковедения, ставшая основой более широкого научного направления, за которым закрепилось название Петербургской исторической школы.

Основоположником этого направления был выдающийся историк-эллинист Михаил Семенович Куторга (1809-1886), состоявший профессором всеобщей истории в Петербургском университете с 1835 до 1869 г. 1835 год и следует считать датой рождения кафедры истории древней Греции и Рима (хотя до революции понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора). К этому же времени надо отнести и начало формирования всей Петербургской исторической школы, поскольку ученики Куторги не только продолжили его работу-антиковеда, но и стали, в свою очередь, родоначальниками братских научных направлений в западной мидиевистике, византинистике и истории нового времени.

Далее важным этапом в развитии петербургской кафедры античной истории стала деятельность профессора Федора Федоровича Соколова (1841-1909), сделавшего упор на реконструкции исторических фактов и в этих целях широко использовавшего , наряду с литературной традицией, также и данные документов (надписей). Соколов создал целую школу русских эпиграфистов, занявших до Октябрьской революции ключевые посты в русской гуманитарной науке. К их числу относятся академики Виктор Карлович Ернштедт, заложивший в России основы греческой палеографии, Василий Васильевич Латышев, прославившийся изданием полного свода греческих и латинских надписей, происходящих из античных поселений Северного Причерноморья, и, наконец, Сергей Александрович Жебелев (1867-1941), непосредственно продолживший дело своего учителя в Петербургском университете и ставший как бы связующим звеном между старой наукой и новым поколением ученых, выступивших уже после революции.

Помимо "соколовцев", в Петербургском университете подвизались ученые и других направлений, как, например, непревзойденный знаток античной культуры Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) и основоположник нового, социально-экономического направления Михаил Иванович Ростовцев (1870-1952). Оба последних после революции эмигрировали: первый - в Польшу, а второй - в Англию, а оттуда в Соединенные Штаты Америки, где стал профессором весьма престижного Йелльского университета. Капитальные труды Ростовцева по социально-экономической истории эллинистического мира и Римской империи, изданные, в бытность его в эмиграции, на английском языке, выдвинули его в безусловные лидеры мирового антиковедения.

В советское время, после некоторого упадка, вызванного трудностями переходного революционного времени, наука об античности продолжала развиваться в Ленинградском (а теперь снова Петербургском) университете на кафедре истории древней Греции и Рима, вновь созданной (или, лучше сказать, воссозданной) на Историческом факультете в 1934 г. Новыми организаторами научной работы и учебного процесса стали выдающиеся специалисты-антиковеды новой формации С.И.Ковалев, С.Я.Лурье, К.М.Колобова, Д.П.Каллистов, Н.Н.Залесский. До войны выступавшие в авангарде марксистской науки, они в послевоенный период решительно обратились сами и повернули своих учеников вновь к глубокому изучению античной истории и культуры на основе фактов и во всей полноте составляющих античную цивилизацию элементов. К ним - непосредственно или через их учеников - восходит формирование нынешнего поколения историков-античников, работающих на Историческом факультете.

Сейчас на кафедре истории древней Греции и Рима работают 10 штатных преподавателей: пять эллинистов - профессор Э.Д.Фролов, доценты Л.А.Пальцева, С.М.Жестоканов, Л.Г.Печатнова, старший преподаватель Е.В.Никитюк; четыре специалиста по римской истории - профессора Н.С.Широкова, А.Б.Егоров, старший преподаватель П.В.Шувалов, ассистент М.В.Белкин; один, предметом занятий которого является преимущественно античная культура (религия и философия) - старший преподаватель А.В.Петров. В штат кафедры входит также старший лаборант И.А.Хватова, которая отвечает за библиотеку кабинета и сама ведет отдельные занятия со студентами. Помимо основных сотрудников, в учебном процессе, для преподавания особых, редкостных дициплин, задействованы также видные специалисты из других учебных, научных и культурных центров (в частности, с кафедры классической филологии СПбГУ, из академических институтов и Государственного Эрмитажа), числом в иные годы до десяти и более человек. Благодаря этому достигается максимально возможный охват предметов, составляющих науку об античности. Студенты имеют возможность учиться у признанных специалистов, а кафедра в целом предстает как крупнейший антиковедный центр в Петербурге и один из самых значительных в России и в Европе.

Научная деятельность петербургской кафедры античной истории традиционно ведется по трем главным направлениям:

       1. политическая история античного мира, с особым упором на проблемы древней государственности (греческого города-государства [полиса], римской гражданской общины [цивитас] и империи [принципата и домината];
       2. античная культура в различных ее проявлениях (в особенности общественно-политическая мысль, философия и религия) и
       3. история науки об античности (то, что обычно именуют историографией) в тесной связи с развитием культуры и просвещения как в Западной Европе, так и в России.

По всем этим направлениям много сделано, и результаты нашли отражение в изданиях, подготовленных и опубликованных сотрудниками кафедры. Назовем лишь наиболее важные публикации, осуществленные в недавнее время. По проблеме античной государственности это, прежде всего, работы, посвященные формированию и развитию греческого города-государства, полиса: фундаментальная монография К.М.Колобовой "Из истории раннегреческого общества (о-в Родос IX-VII вв. до н.э.)" (1951) и работы Э.Д.Фролова "Греческие тираны" (1972), "Сицилийская держава Дионисия" (1979) и "Рождение греческого полиса" (1988). Все наиболее важные аспекты Римского государства с исчерпывающей полнотой трактованы в замечательном капитальном труде С.И.Ковалева "История Рима" (1948; изд.2-е - 1986), а специальный вопрос о переходе от Республики к Империи - в монографии А.Б.Егорова "Рим на грани эпох" (1985). Параллельно изучению классических цивилизаций греков и римлян ислледуется также общественная жизнь древних кельтов, этих далеких предков современных французов и части населения Британских островов. Этот сюжет получил отражение в книге Н.С.Широковой "Древние кельты на рубеже старой и новой эры" (1989).

По темам античной (греческой) культуры опубликованы книги К.М.Колобовой "Древний город Афины и его памятники" (1961) и Э.Д.Фролова "Факел Прометея (очерки античной общественной мысли" (изд. 2-е - 1991). Проблемам раннего христианства посвящены посмертно изданная монография С.И.Ковалева "Основные вопросы происхождения христианства" (1964) и очерк Э.Л.Фролова в коллективной монографии, написанной совместно с Г.Л.Курбатовым и И.Я.Фрояновым: "Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь" (1988).

Что же касается историографии античности, то здесь добрым словом должен быть помянут прежде всего С.И.Ковалев, зачинатель историографических занятий на кафедре истории древней Греции и Рима, разработавший и долгие годы читавший обстоятельный курс по истории науки об античности. Его дело продолжил Э.Д.Фролов, издавший сначала очерк "Русская историография античности (до середины XIX в.)" (1967), а теперь завершающий работу над полным обзором отечественной историографии античности.

В этой связи отметим, что подготавливаются к изданию монографические работы и других сотрудников кафедры, в частности, Л.А.Пальцевой о древних Мегарах (греческом городе, игравшем заметную роль в архаический период) и Л.Г.Печатновой - о Спарте.

Важным аспектом научной деятельности кафедры является регулярное проведение научных конференций, посвященных наиболее важным и интересным проблемам античной истории и культуры. Эти конференции привлекают к себе внимание специалистов и из других университетских и академических центров (причем, не только российских, но и зарубежных) и становятся важными событиями научной жизни. По материалам этих конференций кафедрой издаются сборники научных статей. Всего издано 12 таких сборников; последний - "Античное общество (проблемы политической истории)" - опубликован в конце 1997 г. Для координации работы по подготовке и проведению конференций и изданию их материалов, равно как и иной работы по установлению и развитию научных связей, на Историческом факультете при кафедре истории древней Греции и Рима в 1994 г. создан университетский Центр антиковедения.

Активная научно-исследовательская работа сотрудников кафедры служит естественным основанием полноценного учебного процесса, целью которого является дать обучающимся на кафедре, в рамках общей специальности истории, всестороннюю антиковедную подготовку, включающую глубокие знания по собственно истории, но также и по различным профилям богатейшей культуры античности. Говоря конкретно, обучение в рамках специализации античной истории ведется по трем параллельным линиям: 1) собственно история, 2) культура и 3) вспомогательные дисциплины.

По истории студенты-античники, помимо общих курсов истории древней Греции и Рима, читаемых всему потоку историков, слушают еще специальные курсы по разделам, на изложение которых в рамках общих курсов обычно нехватает времени. Это - "История эллинизма" (т.е. времени начиная с Восточного похода Александра Великого), "История Римской империи" и "История античных городов Северного Причерноморья" (в частности, Ольвии, Боспора и Херсонеса Таврического). К этому добавляются системные курсы по греческому и римскому государству и праву.

По темам античной культуры вниманию студентов предлагаются специальные курсы, посвященные греческой и римской мифологии и религии, античному искусству, литературе и театру, общественным зрелищам (включая атлетические и конные ристания, а у римлян еще и гладиаторские бои), общественно-политической мысли и философии, наконец, истории раннего христианства (от проповеди Иисуса Христа до вселенского собора епископов в Никее в 425 г. н. э.).

Что касается вспомогательных дисциплин, то их ряд включает в себя весь инструментарий, необходимый для самостоятельной научной работы в области античной истории. Сюда входят древние языки, греческий и латинский, без овладения которыми в надлежащей мере невозможно изучение памятников древней письменности в оригинале; эпиграфика (греческая и латинская), предметом которой является специальное изучение древних документов, вырезанных на каменных стелах; теоретическая археология, дополнением к которой служит (для желающих) археологическая практика в античных центрах Северного Причерноморья; наконец, нумизматика, т.е. овладение навыками работы с греческими и римскими монетами (занятия ведутся специалистами из Эрмитажа с использованием имеющихся там богатейших коллекций античных монет).

К этому кругу обязательных дисциплин добавляются вариативные специальные курсы и семинары, темы которых могут меняться в зависимости от нужд учебного процесса и интересов преподавателей. Всего на каждом отделении (дневном и вечернем) добавляется по 5 полугодовых спецкурсов и 2 годовых спецсеминара. Так, на дневном отделении в 1997/98 учебном году среди спецкурсов три, например, были посвящены истории архаических Афин, Спарты и Коринфа, а среди спецсеминаров два были отведены для изучения процесса формирования античного государства - греческого полиса (по Геродоту) и римской цивитас (по Титу Ливию).

Важным дополнением к кругу теоретических и вспомогательных дисциплин являются различные практики, осуществляемые под руководством опытных руководителей: археологическая, архивная (знакомство с рукописным наследием выдающихся ученых в академических хранилищах) и музейная (в Античном отделе Эрмитажа).

На кафедре всячески поощряется развитие самостоятельной научной работы студентов. Формой приобщения студентов к такой работе служат курсовые (т.е. завершающие учебный год) и дипломные сочинения, темы которых выбираются самими студентами из любых интересующих их областей античной истории и культуры. При этом каждый студент получает из числа сотрудников кафедры научного руководителя, а при необходимости такой руководитель или консультант приглашается из других специальных учреждений (например, при занятиях античным искусством или нумизматикой - из Эрмитажа).

Благодаря такой разветвленной системе дисциплин и практик выпускники кафедры получают отличную всестороннюю подготовку, позволяющую им с успехом работать в средней и высшей школе, в библиотеках и музеях или же продолжить свое антиковедное образование в аспирантуре на Историческом факультете СПбГУ, в академических институтах или Эрмитаже. В последние годы на кафедре из числа собственных выпускников, через аспирантуру или помимо нее, было подготовлено немало квалифицированных специалистов, которые теперь успешно работают в различных научных или учебных центрах, включая и собственную родную кафедру (половина сотрудников кафедры - молодежь). При этом надо иметь в виду не один только Петербург, но и другие российские города, где на университетских кафедрах всеобщей истории питомцы петербургской школы являются наиболее авторитетными фигурами.